Введение

 

В настоящее время литература 1970-х – 1980-х годов предстаёт пространством напряженных духовно-нравственных поисков и интереснейших художественных экспериментов. Русская литература этого периода, постепенно освобождаясь от влияния коммунистической идеологии, но сохраняя традиционное для классической русской литературы осознание ответственности художника перед миром ищет новые пути воплощения личностного видения и переживания мира «в контексте бытия». Литературный процесс характеризуется расшатыванием соцреалистического канона и проникновением в литературу нереалистических художественных парадигм. Использование различных форм художественной условности занимает в этом процессе не последнее место.

Исследованию художественной условности посвящено большое количество работ, однако для современного литературоведа остаются открытыми многие вопросы, связанные с закономерностями и принципами функционирования форм художественной условности как в литературе в целом, так и на конкретных этапах историко-литературного процесса. Нуждаются в освещении те механизмы эстетического воздействия художественной условности, которые объясняют постоянный интерес читателей к художественной прозе, аппелирующей к мифологемам, фантастике, гротеску. Поскольку данная работа не претендует на полное  и всестороннее исследование функций художественной условности, основное внимание уделено специфике её использования в русском романе 1970-х – 1980-х годов. В нашем исследовании будет вестись в постоянное соотнесение активизации условных форм в романе 70-х – 80-х годов ХХ века с особенностями историко-литературного процесса, так как  «…без конкретно-исторического подхода понятие художественной условности настольно размывается, что теряет значение»[1].

В 1970-е годы в советской литературе появляется целый ряд произведений, поэтика которых включает поначалу робкое, затем более активное использование мифологических, сказочных, фантастических мотивов и образов, что позволяет исследователям говорить о возникновении новой тенденции в советской литературе. А.Г. Бочаров в книге «Бесконечность поиска» (1982) отмечает: «Напор ирреальных ситуаций в «обычной», не относящейся к жанрам фантастики прозе несомненен… Что-то есть в нем, безусловно, от успехов фантастики – так сказать, подспудное давление моды,  что-то от стремления решать глобальные проблемы, не доверяя традиционным реалистическим формам, что-то от попыток несколько внешним образом преодолеть художественную устойчивость, художественную традицию»[2]. Разными исследователями эта тенденция называется по-разному: ремифологизация современной художественной прозы[3], актуализация ассоциативно-символических форм[4], растущее значение условных образов[5]. В числе авторов, разрабатывающих новую для советской литературы поэтику художественной условности, можно назвать Г.  Горина, А. Кима, В. Орлова, В. Катаева, В. Аксёнова и Ф. Искандера, А. Зиновьева, Вен. Ерофеева. Возможностями художественной условности  пользуются даже писатели, известные, главным образом, как мастера, глубоко раскрывшие возможности реалистической поэтики: Г. Владимов («Верный Руслан») В. Распутин («Прощание с Матёрой»). В значительной степени интерес к возможностям вторичной художественной условности пробудила популярность фантастики, в частности творчество братьев Стругацких.

Широкое использование художественной условности приводит к необходимости её осмысления на теоретическом уровне. Вопрос о том, насколько художественной стратегии социалистического реализма соответствует использование средств художественной условности, был одним из самых актуальных вопросов искусствоведческой теории в 1960-е годы. Какое содержание несёт эта эстетическая форма? Всегда ли художественная условность уводит от конкретных социально-исторических проблем? Не является ли она формой выражения хаоса, бессмыслицы, разлада и безысходности? В советской эстетической теории актуальность данной проблемы привела к появлению серьёзных исследований. Это работы Манна Ю.В. «О гротеске в литературе» (1966), Михайловой А. А. «О художественной условности» (1970), Мартынова Ф. Т. «Магический кристалл» (1971), Дмитриева В.А. «Реализм и художественная условность» (1974), Мелетинского Е. М. «Поэтика мифа» (1976), Николаева Д.П. «Сатира Щедрина и реалистический гротеск» (1977) и др[6].

Объектом нашего исследования являются романы «Белка» (1984) Анатолия Кима и «Альтист Данилов» (1980) Владимира Орлова. Нами выбраны произведения, в структуре которых художественная условность занимает центральное место. Их рассмотрение осуществляется с учётом жанровой специфики. Предметом исследования являются характер, формы и эстетические функции художественной условности в данных романах.

Цель исследования: выявить формы взаимодействия художественной условности и романного мышления  в историко-литературном процессе 1970-х – 1980-х на материале романов  «Белка» Анатолия Кима, «Альтист Данилов» Владимира Орлова.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

– систематизировать представления о художественной условности, представить типологию художественной условности;

– соотнести специфику художественной условности с принципами романного мышления;

– рассмотреть специфику художественной условности в романах А. Кима «Белка» и В. Орлова «Альтист Данилов»;

– определить доминирующий принцип художественной условности в каждом из изучаемых произведений;

– выявить семантический потенциал художественной условности в раскрытии авторской концепции мира и человека;

– выявить связь принципов функционирования художественной условности в романе с характерными особенностями историко-литературного процесса.

[1] Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. М., 1974, С. 13.

[2] Бочаров А.Г. Бесконечность поиска М. 1982. С. 101.

[3] Белорусец А.З. Формы условности в современной художественной литературе (на материале советской и зарубежной мифологической прозы 60 – 80-х гг. ХХ века) Автореф. дис. на соискание учен. степени канд. филолог. наук. Москва, 1989.

[4] Суслова Т.И. Проблема художественной условности в современной эстетической теории (на примере советского искусства 70-х-80-х годов). Автореф. дисс. на соискание ученой степени канд. философ. наук. Москва, 1989. С.13

[5] Дмитриев В.А. Реализм и художественная условность. М., 1974, С. 232.

[6] Виденеев Н.В. Сущность художественной условности // Философские науки. 1975. №5.; Дубровина А.Г. Проблема художественного обобщения в искусстве социалистического реализма.  М. 1973; Махлина О.Т. Еще раз об условности в искусстве. М. 1970.

Далее

Грушевская В. Ю. Художественная условность в русском романе 1970-1980-х годов:  дис. … к. филол. наук. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2007.