синектика
Развитие

Синектика — поиск новых идей с помощью аналогий

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор — У. Гордон (США, 1952 г.). Фактически это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным, а странное — известным».

Синектика — это процесс поиска и создания новых ассоциативных связей. Синектика — это коктейль из логики, фактов, фантазии, анализа и синтеза.

Метод синектики, действует по тому же принципу, что другие методы ассоциативного поиска идей. Он основан на свойстве человеческого мозга устанавливать аналогии — самые разные связи связи между словами, понятиями, чувствами, мыслями, впечатлениями. Это свойство приводит к тому, что отдельное слово или наблюдение может вызвать у нас целый поток мыслей. Аналогии помогают «подключить» самый разнообразный опыт, знания и впечатления для решения поставленной задачи.

Виды аналогий

Прямая аналогия

Синектика. Прямая аналогия. Пример
Пример прямой аналогии в рекламе ЛЕГО

Прямая аналогия — поиск аналогичных решений, бизнес-идей. Ищем похожие факты в разных отраслях, сравниваем и исследуем. Чаще всего сравнения проводят с биологическими (растения, деревья) и техническими системами (транспортные средства, летательные аппараты). Для хорошей работы с прямыми аналогиями требуются люди с разносторонними знаниями, склонные к системному анализу задач и проблем, легко выходящие за свои профессиональные границы.

Личная (субъективная) аналогия

Синектика. Субъективная аналогия.
Личная (субъективная) аналогия

Нужно представить себя тем, о чём идёт речь в задаче. Предметом, явлением, проблемой.  Личная аналогия — это вживание в проблему. Можно представить себя клиентом или рекламируемым продуктом и попытаться описать «свои» возможности и ощущения. Для работы с этой аналогией требуется хорошее воображение и способности к перевоплощению. Важно «вжиться» в роль, стать частью рассматриваемой проблемы. Стоит на время отключить своего рационального цензора, который обычно блокирует «глупые» фантазии. Личные аналогии могут показаться довольно странными, лежащими за пределами логики. Но именно личные аналогии наталкивают команду на свежие идеи.

Символическая аналогия

Синектика. Символическая аналогия в рекламе Сникер»
Символическая аналогия в рекламе «Сникерс»

Парадоксы помогают взглянуть на проблему по-новому. Символическая аналогия — поиск парадоксов и противоречий в привычном и понятном. Синектор должен понять и описать самую суть явления, затем найти противоположность этому явлению. Требуется обнаружить общее у противоположных явлений и… кратко, одной-двумя фразами (порой совершенно нелогичными и странными), описать связь между этими явлениями. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого.

Фантастическая аналогия

Фантастическая аналогия позволяет придумать самые необычные образы. В двух словах — вы описываете желаемый результат и при этом не учитываете никаких объективных законов реальности, даете волю своей фантазии. Нужно лишь включить на максимум своё воображение и образное мышление, и всё получится!

Синектика. Фантастическая аналогия
Фантастическая аналогия

Инстаграм Adobe — подборка работ, способных вас удивить

Как работает синектика. Основные этапы

1 этап

Сначала подбирается группа специалистов из 4-6 человек – так называемый «отдел разработок». Она состоит из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные области знаний или профессии, и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Нужно отбирать специалистов, опираясь на комбинацию их знаний, гибкость мышления, разнообразие практического опыта, возраста и психологического типа. Желательно, чтобы у всех он был разный. Группа должна размещаться в отдельном помещении. В этом помещении должно быть оснащено требуемой аппаратурой, в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

2 этап

Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по применению аналогий для  «разогрева» всех участников и тренировки их креативных навыков. Синектики должны обсудить найденные аналогии для того, чтобы проанализировать сам творческий процесс. На этом этапе важно понять сам принцип поиска решений.

Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Важно, чтобы каждый член группы преодолел свой страх и смело выражал самые необычные мысли.

3 этап

На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих:

  • Формулировка основной проблемы. Для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу;
  • Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи);
  • Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения);
  • Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём);
  • Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения).

Когда аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более практичное и понятное для всех участников всех русло. При появлении хоть одной перспективной идеи, её обязательно нужно развивать до того состояния, когда она станет применима на практике.

Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные. Это повышает вероятность нахождения нужного решения. Кроме того, это помогает использовать знания и опыт участников в процессе поиска этого решения.

4 этап

Решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным. На последнем этапе группе предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно.

Чем синектика отличается от мозгового штурма?

Есть два отличия.

  1. Синектика не предполагает доработку идей, она ограничивается ассоциациями, аналогиями, образами, метафорами, сравнениями и описанием ощущений.

2. В отличие от классического «мозгового штурма», при использовании синектики допускается критика.

Эти два отличия в сумме позволяют улучшать, изменять или отказываться от высказанных идей.

На начальном этапе метода синектики аналогии используются для наиболее четкого выявления и усвоения участниками сути решаемой проблемы. Необходимо отказываться от очевидных решений. Затем в процессе специально организованного обсуждения определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению. Вырабатываются новые формулировки проблемы, определяются цели.

В дальнейшем при помощи специальных вопросов, вызывающих аналогии, осуществляется поиск идей и решений. Полученные решения подвергаются оценке и проверке. При необходимости происходит возврат к проблеме для повторного ее обсуждения и развития полученных ранее идей.

Пример

У. Дж. Дж. Гордон использовал эту стратегию для разработки чипсов Pringles. Перед компанией стояла задача создать новые картофельные чипсы и упаковку, которая будет более эффективна и не потребует заполнять пакет таким количеством воздуха, которое превышает объём самих чипсов. Парадокс состоял в том, что чипсы должны быть упакованы более компактно и при этом не ломаться. «Название книги», которое выражает суть этого парадокса, было «Компактная неразрушаемость». В качестве аналогии они выбрали укладку опавших листьев в мешок осенью. Когда вы пытаетесь засунуть сухие листья в полиэтиленовый пакет, вы сталкиваетесь с определёнными трудностями. Но когда листья сырые (уникальная особенность), они мягкие и легко изменяют форму. Влажный лист принимает форму соседнего листа, оставляя лишь немного воздуха между ними. Смачивание и формовка сухой картофельной муки позволило решить проблему с упаковкой, и это дало начало чипсам Pringles. Несколько лет назад я проводил семинар с группой инженеров, которые работали на литейном заводе, где производили пескоструйную очистку кованых металлических деталей. Для очистки деталей они использовали песок, но он попадал в полости, и, чтобы убрать его оттуда, требовалось много времени и денег. Парадокс состоит в том, что для очистки деталей частицы должны быть твёрдыми и в то же самое время не твёрдыми, чтобы их было легко удалить. Для описания сущности проблемы было использовано «название книги» «Исчезающая твёрдость». Это навело их на мысль о льде как аналогии. Уникальная особенность льда состоит в том, что он тает. Решением проблемы стало производство частиц из сухого льда. Твёрдые частицы будут очищать детали и затем превращаться в газ и испаряться.

Майкл Микалко, Игры для разума. Тренинг креативного мышления, СПб, «Питер», 2007 г., с. 302.

Больше креативных методик

Мозговой штурм. Суть метода и правила организации

Мозговой штурм  — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма — выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в

нет комментариев

Методы ассоциативного поиска идей: метод фокальных объектов, гирлянда ассоциаций и метафор

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то  увиденный

нет комментариев

Конференция идей — креативная технология, позволяющая собрать максимальное количество решений проблемы

Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей.  Авторами методики являются — Гильде В. и Штарке К. (1970 г.). 

нет комментариев

Метод контрольных вопросов поможет запустить творческий процесс

Метод контрольных вопросов — это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам,  сценаристам, ученым и всем, кому для

нет комментариев
как оставаться креативным

Пример видеоинфографики о том, как оставаться креативным

Сегодня вдохновение и новые идеи нужны каждому. Вот пример минималистичной и приятной видеоинфографики, которая поможет сохранить и развивать свои способности мыслить нестандартно и поддерживать творческую энергию. 29 WAYS TO STAY

нет комментариев
синектика

Синектика — поиск новых идей с помощью аналогий

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор — У. Гордон (США, 1952 г.). Фактически это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным,

нет комментариев