Яндекс.Метрика
Развитие

Методы ассоциативного поиска идей: метод фокальных объектов, гирлянда ассоциаций и метафор

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то  увиденный объект порождают, казалось бы, не связанные с ними образы, активизируются воображение. Так работает ассоциативное мышление.

Что такое ассоциации?

Ассоциация — это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

Методы ассоциативного поиска идей
«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» , Сальвадор Дали, 1944

Ассоциации, как мостики, могут соединять вновь полученную информацию с уже имеющейся. В нашем сознании ассоциации сменяют друг друга непрерывным потоком, возникая в ответ на всякого рода стимулы.  Ассоциативное мышление — исключительно важная составляющая разума человека, позволяющая ему производить обобщение и абстрагирование.

При помощи ассоциаций и метафор можно установить связи между понятиями. Это полезно для генерации идей. Считается, что любые два понятия можно связать цепочкой в среднем из десяти ассоциативных переходов. К примеру, ассоциативный переход между понятиями «древесина» и «мяч» будет выглядеть так: «древесина» — «лес», «лес» — «поле», «поле» — «футбольное», «футбольный» — «мяч». А как связать понятия «небо» и «чай»: «небо» — «земля», «земля» — «вода», «вода» — «пить», «пить» — «чай».

Особенности ассоциативного мышления

Установлено, что число прямых ассоциативных связей любого понятия (слова) в среднем около десяти. Один ассоциативный шаг дает возможность выбора из 10 слов, второй — из 102, третий — из 103, четвертый—из 105. Таким образом, каждый шаг на порядок увеличивает число связей данного понятия с другими понятиями по тем или иным признакам, что существенно расширяет возможности выбора идей решения.

Особенностью ассоциативного мышления является способность выделять общие признаки вещей — обобщать, не проводя логического анализа. Ассоциации можно рассматривать как источник дополнительной информации, которую можно использовать в творческом процессе.

Ассоциации способны как по цепочке «вытягивать» из закутков нашего сознания самые разнообразные, нередко весьма неожиданные, воспоминания, образы, мысли, которые существенно расширяют область творческого поиска.

Методы ассоциативного поиска идей хороши, например, при создании сюжета рекламного видеоролика. Неожиданные элементы привлекают внимание и заставляют человека сфокусироваться на рекламе. Искать ассоциации можно с помощью визуальных образов. В Google, Flickr, Pinterest задается поиск по интересующему слову. Результат — расширение спектра творческих решений и вдохновение для их развития.

Виды ассоциаций

  • По смежности, то есть по близости, по соседству в пространстве или во времени, когда одно представление вызывает в сознании другое, благодаря их временному или пространственному совпадению. Чаще всего эта близость закономерна, например: улей — пчелы, медведь — зима — берлога, зима — мороз — снег… Но иногда никакой закономерной связи между представлениями нет, и ассоциация возникает потому, что когда-то произошло случайное совпадение восприятия объектов. Например, когда вы слышите определенную музыку, вы вспоминаете человека, при встрече с которым играла та же музыка. Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Слова какого-нибудь стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов — все это для нас определенные системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определенной последовательности, из которых каждый вызывает в памяти представление  об  остальных.
  • По сходству, по подобию, то есть похожие по какому-то признаку: по форме, по цвету, по восприятию, по функции…Например: мяч — арбуз, лимон — лимонад, снег — вата… Не всегда этот признак является существенным, что приводит к довольно оригинальным ассоциациям. Примером может служить ситуация, описанная А.П. Чеховым в рассказе о человеке, у которого фамилия «Овсов» ассоциировалась как «лошадиная» («Лошадиная фамилия»)
  • По контрасту, то есть противоположное по каким-то свойствам.  Этот тип ассоциаций самый сложный, встречается относительно редко и в большей степени характерен для людей с нестандартным мышлением. Например: добро — зло, гора — равнина, гора — ущелье, искры — снежинки…

Методы ассоциативного поиска идей

Метод фокальных объектов

Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастет число неожидан­ных вариантов решения. Эта идея послужила основой метода ак­тивизации творчества, предложенного в 1926 т. профессором Бер­линского университета Ф. Кунце (метод каталога) и усовершенст­вованного в 50-х годах американским изобретателем Ч. Вайтингом (метод фокальных объектов).

Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения (упраж­нения типа: придумать фантастические животное, растение, ко­рабль и т. д.).

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.

Применяют метод фокальных объектов в следующем порядке:

  1. Выбор фокального объекта (например, часы).
  2. Выбор трех-четырех случайных объектов (их берут наугад из словаря, каталога, технического журнала и т. д. Например, кино, змея, касса, полюс).
  3. Составление списков признаков случайных объектов (напри­мер, кино: широкоэкранное, звуковое, цветное, объемное и т. д.).
  4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объ­екту признаков случайных объектов (например, широкоэкранные часы, звуковые часы, объемные часы и т. д.).
  5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциа­ций (например, широкоэкранные часы: вместо узкого циферблата взят широкий; может быть узкий циферблат, который иногда рас­тягиваетсявширокий, проецируется куда-то… и т. д.).
  6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений (целесо­образно поручить оценку эксперту или группе экспертов, а затем совместно отобрать нужные решения).

https://mediasvod.ru/instagram-adobe-podborka-rabot-sposobnyh-vas-udivit/

Метод «Гирлянда ассоциаций и метафор»

Г.Я Буш в книге «Диалогика и творчество» предлагает креативную методику, которую он назвал «Гирлянда ассоциаций».  Ее цель — облегчить поиски решения  при дефиците информации. Использование цепочек (гирлянд) ассоциаций и метафор позволяет совершить переход в новую область знаний, интерпретировать по-новому различные аспекты проблемы.  В этом случае в качестве своеобразного информационного фонда выступает ассоциативная память того, кто занимается поиском решений.

Этапы метода «гирлянд ассоциаций»

1. Определение синонимов объекта и образование из них первой гирлянды — гирлянды синонимов.

2.Произвольный выбор случайных объектов. Совершенно произвольно, любым способом, например, на память или из энциклопедического словаря выбирают несколько имен существительных, которые не обязательно должны обозначать даже технические объекты. Из отобранных слов образуют вторую гирлянду — гирлянду случайных объектов.

3. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Комбинацию составляют из двух элементов, соединив последовательно каждый синоним рассматриваемого объекта с каждым случайным объектом.

4. Составление перечня признаков случайных объектов. Определяют их признаки. При этом необходимо определить возможно большее число признаков в течение ограниченного времени, на пример, за две-три минуты. Успех поиска в значительной степени зависит от широты охвата признаков случайных объектов. Целесообразно поэтому перечислять как основные, так и второстепенные, малозначительные признаки. Для удобства можно составлять таблицу признаков.

5. Генерирование идей путем поочередного присоединения к изначальному объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Аналогично образуют перечень новых конструкций, получаемых путем поочередного присоединения к гирлянде синонимов признаков других случайных объектов.

6. Генерирование гирлянд ассоциаций. Из признаков случайных объектов, выявленных на четвертом шаге, генерируют гирлянды свободных ассоциаций. Для каждого отдельного признака гирлянды могут быть практически неограниченной длины, поэтому генерирование следует ограничить по времени или по числу элементов гирлянды. Если генерирование гирлянды ассоциаций осуществляют в коллективе, то каждый его член занимается этим самостоятельно.

7. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов изначального объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. На этом шаге решают вопрос, есть ли среди сочетаний синонимов изначального объекта с элементами гирлянд ассоциаций достаточное число оригинальных и заманчивых идей. Если по предварительной оценке таких идей мало, можно продолжать образовывать гирлянды ассоциаций, начиная с какого-нибудь нового элемента гирлянд, созданных на шестом шаге.

8. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Генерирование новых вариантов решения задач на предыдущих шагах обычно дает достаточно большое множество вариантов. Среди множества нерациональных, тривиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. Отбор вариантов рекомендуется производить в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно нерациональные варианты, затем отбирают оригинальные сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список таких вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческою коллектива. В список рациональных решений включают варианты, наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

9. Отбор наилучшего варианта из рациональных осуществляют разными способами. Весьма простым и эффективным является способ экспертных оценок.

Примеры использования ассоциаций и метафор в рекламе

Больше креативных методик

Мозговой штурм. Суть метода и правила организации

Мозговой штурм  — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма — выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в

нет комментариев

Методы ассоциативного поиска идей: метод фокальных объектов, гирлянда ассоциаций и метафор

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то  увиденный

нет комментариев

Конференция идей — креативная технология, позволяющая собрать максимальное количество решений проблемы

Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей.  Авторами методики являются — Гильде В. и Штарке К. (1970 г.). 

нет комментариев

Метод контрольных вопросов поможет запустить творческий процесс

Метод контрольных вопросов — это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам,  сценаристам, ученым и всем, кому для

нет комментариев
как оставаться креативным

Пример видеоинфографики о том, как оставаться креативным

Сегодня вдохновение и новые идеи нужны каждому. Вот пример минималистичной и приятной видеоинфографики, которая поможет сохранить и развивать свои способности мыслить нестандартно и поддерживать творческую энергию. 29 WAYS TO STAY

нет комментариев
синектика

Синектика — поиск новых идей с помощью аналогий

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор — У. Гордон (США, 1952 г.). Фактически это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным,

нет комментариев