Яндекс.Метрика
Развитие

Что такое «хейт» и как правильно реагировать на хейтеров

В интернете любой рискует столкнуться с негативными комментариями. Реакция бывает разной. Можно злиться, игнорировать, спорить.

Что такое хейт

Слово «хейтер» английского происхождения. Hater означает «ненавистник» (глагол to hate — ненавидеть). Интернет-хейтерами называют людей, ненавидящих чужое творчество и деятельность. Они всевозможными способами показывают свое презрительное отношение.

В интернете хейт проявляется негативными комментариями или дизлайками. От обычной негативной реакции хейт отличает необъективность, оскорбительный тон. Хейтер намеренно провоцирует автора, пытается инициировать ссору.

Кто может оказаться хейтером

Кто угодно. С виду обычные люди — студенты, улыбчивые домохозяйки, бизнесмены и профессора, «вскармливают» своего хейтера так, что он может стать частью личности.

Основные виды хейтеров

  1. Правдоруб. Есть только его точка зрения и неправильная. Готов «убить ради мира во всем мире». Мотивация — психотравма, нанесенная в детстве, которую он переносит на мир.
  2. Белое пальто. Унижает и стыдит, а в пример приводит свои заслуги как норму. Они ищут чужие недостатки, подтверждая собственное превосходство. Обычно это люди с нарциссической травмой.
  3. Шариков-лайт. В жизни они молчат, а анонимность дает им чувство безопасности. Они делают гнусные замечания «по приколу», компенсируя хамством отсутствие воспитания.
  4. Тролль — эмоциональный вампиризм. Близок к психопатии. Если жертва реагирует, у него триумф.
  5. Жаждущий славы. Громко высказанное отрицательное мнение  привлекает внимание.
  6. Отрицательно мыслящий. Повсюду видит плохое, старается отметить найденный негатив.

Причины поведения хейтеров

В сети человек ведет себя довольно своеобразно, иначе, чем в суровой реальности. Из-за отсутствия ограничений в интернете у некоторых людей разрушаются психологические барьеры, сдерживающие свободное выражение эмоций.

Причины проявлений агрессии в интернете различны: личная неприязнь, отсутствие воспитания, стремление привлечь внимание, жажда хайпа. Чаще всего автор канала не знаком с хейтером. Он становится случайной «жертвой» озлобленного человека.

  • Манипуляции;
  • Отсутствие воспитания;
  • Стремление привлечь внимание, жажда хайпа;
  • Стремление к острым ощущением, желание развлечься и «пощекотать нервы»;
  • Неприятие чужого успеха;
  • Психотравма: детская травма, постравматический синдром или нарциссическая травма;
  • Одиночество.

Одиночество —  одна из причин поведения хейтеров

Норвежский кинорежиссер Kyrre Lien три года путешествовал по миру. Он выявлял причины поведения хейтеров. Поводом стало изучение профилей комментаторов. Большинство из них выглядели нормальными людьми. По итогам путешествия был снят документальный фильм. Сам режиссер сделал следующий вывод:

«Многим людям одиноко. Они чувствуют отдаленность общества. Многие из встреченных мною являются бывшими жертвами издевательств. Мы не можем закрывать глаза, если хотим изменить способ общения в интернете. Сейчас важно слушать эти голоса»

Еще одна причина — неумение управлять своими эмоциями

Доктор психологических наук, профессор МГППУ Владимир Кудрявцев отмечает, что внутренний тролль есть у каждого человека:

«Хейтер есть в психотипе каждого человека. Но кто-то держит своего внутреннего тролля на привязи: воспитание, уважение к границам другого, зрелость, удовлетворенность жизнью, — загоняют внутреннего хейтера в угол».

«Искать прямоту и правдивость в волнах хейта, все равно что иголку в стогу сена.  Истина держится фактов, а хейтер заражается эмоциями, по большей части, негативными. Зрелый человек негативом умеет управлять — он переводит его в опыт, находит решение. Хейтер, как маленький ребенок переживает эмоциональную бурю и не умеет справиться с эмоциями сам». 

Хейт и манипуляции

Хейт позволяет привлечь внимание и вызвать эмоциональную реакцию. Он становится частью системы распространения информации, отмечает член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, президент IT-компании «Крибрум» Игорь Ашманов:

Люди научились распознавать фейки, а вот от хейтертсва не знают как защищаться. А это уже единая система медиапроизводства и распространения. Настоящая промывка мозгов делается не за счет пропаганды, отбора новостей или фейков, а из их совокупности, которая обрастает главным — хейтерскими склоками. Именно они сшивают «перепрошивку» мозгов.

Агрессия монетизируется не только в капитал, но и в нужное мнение, отмечает доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ Сергей Ениколопов:

Ругань стала инструментом программирования — через хайп создается имидж товаров, звезд, политиков, событий. На создание хорошей репутации нужны ресурсы и время. А хайп дает быструю узнаваемость и надежду оседлать позитивный имидж, что доказано маркетологами: главный враг нового бренда не хейтер, а нейтрал — безразличный обыватель. И в этом смысле хейтеры учат нас выдержке: управлять своим уровнем гормона стресса — кортизола, и не вестись на провокации, оставаясь верными аргументам. 

Как отличать хейт от конструктивной критики

Конструктивная критика. Вот пользователь пишет: «Я мало что понял. Слишком мало полезной информации. Много лишнего». Зритель просто озвучил мнение.

  • Критик объясняет озвученную позицию.
  • Критик искренне пытается улучшить канал.
  • Он занимает сторону автора.
  • Критика не сопровождается необоснованной ненавистью.

Вполне нормально спорить со зрителями, имеющими собственное мнение. Внимательно прочтите мнение пользователя. Объективный комментарий проанализируйте, возьмите из него нужное. Вежливо попросите его подробнее описать свое мнение. Возможно, сможете обнаружить некоторые недостатки, предотвратите будущие ошибки. Когда физически нельзя реализовать советы, смысла расстраиваться нет.

Нападки хейтера. Другое дело следующий комментарий: «Какой бред. Это вообще нельзя смотреть».

  • Пользователь далек от обсуждаемой тематики.
  • Он скрывает причины высказанного недовольства.
  • Пытается оскорбить автора.

 

Как противостоять хейту

Допустим, под вашей публикацией появился отрицательный комментарий. Прежде всего, хочется удалить комментарий, попытаться оправдаться, ответить что-то обидное. Так поступать не стоит.

  • Удаление негативных отзывов или блокировка недовольных лишает истинного представления аудитории о творчестве.
  • Когда контент безобиден, оправдываться глупо.
  • Взаимные оскорбления лишь усугубят проблему.

Прежде всего, успокойтесь и понаблюдайте за своей реакцией. Избегайте немедленно комментировать отрицательную критику. Бурная реакция на критику — автоматическая психическая реакция. Гнев сужает восприятие, все мысли только про колкий ответ обидчику. Онлайн-общение позволяет обдумать ответ. Спокойная оценка комментария более объективна. Возможно, отрицательный отзыв содержит некоторую долю истины. А может налицо полная неадекватность комментатора. Неофициальный этикет деловой электронной переписки предусматривает ответ по письменному обращению в течение 24 часов. Данное правило применимо для любой онлайн-переписки. Дайте себе сутки, проанализируйте комментарий. Возможно, реакция будет лишней либо можно сформулировать верный вежливый ответ. Небольшой процент негатива не стоит особого внимания.

Игнорирование. Не отвечать на провокации. Если ответили — только раз, для поддержания жизни блога. Лучшей реакцией станет завершение беседы: «Спасибо. Я все понял. Ваше мнение обусловлено какими-то личными мотивами. На них я повлиять не способен. Потому дальнейшее общение представляется бессмысленным». Иногда ответ на комментарий излишен.

Бан. Хамские комментарии нужно удалять. Но сначала стоит сделать замечание, пошли оскорбления, — забанить.

Жалоба. Обращение к руководству сети, если оно участвует в акциях против хейтеров, — блокируют и бьют по кошельку, если есть полномочия.

Ответ. Можно ответить хейтеру, но важно держаться фактов, вежливости и не включать эмоции. Эмоции — проигрыш. Ответьте без споров. Пишите ответ спокойно. Пытайтесь использовать критику во благо. По мере необходимости просите уточнений. Поблагодарите комментатора, попросите подробно объяснить причину недовольства. При сомнительной объективности комментария выясните компетенцию комментатора. Попросите уточнить истинный смысл написанного. Например: «Благодарю за внимание. Хочу уточнить, насколько правильно я понял ваше мнение… Буду признателен за детальное объяснение». Адекватный комментатор аргументирует высказанную позицию. Подобный диалог полезен, поскольку дает обратную связь со зрителями.

Воспитание. Вместо ответа можно сделать скрин опуса хейтера и выставить на обозрение. Он получит «славу», автор — отклики друзей.

Как избежать появления хейтеров

Никак. Хейтеры — неотъемлемый признак популярности. Объектом хейтерских нападок всегда выступает известная и яркая личность. Никто не будет обсуждать жизнь малоизвестной особы. Для противостояния хейтерам можно прекратить деятельность либо научиться правильно реагировать. Отвечая хейтерам, помните главное: Нельзя нравиться всем. Всегда найдется кто-то недовольный вашим творчеством. Просто примите данный факт аксиомой.

Споры бессмысленны. Нельзя что-то доказать оппоненту, настроенному однозначно. Ненависть заразна. Ваша злость свидетельствует о победе хейтера. Именно подобной реакции он ожидает. Хейтер провоцирует, хочет вывести из равновесия. Не допускайте такого развития ситуации.

При общении с хейтерами главное — разум. Эмоции здесь вредны. Ни к чему начинать длительную переписку и пытаться выяснять причины негатива. Для определения наличия/отсутствия хейта ответьте на отрицательный комментарий единожды. Далее беседа становится конструктивным диалогом либо должна закончиться. Негативные комментарии по поводу публичной личности будут обязательно. Реакция относительно негатива определяет онлайн-образ. Только вы решаете — будете вы выглядеть неуравновешенной скандальной особой или здравомыслящей личностью.