Яндекс.Метрика
Типы сюжетов. Рамка или как рассказать тысячу и одну историю
Текст

Типы сюжетов. Рамка или как рассказать тысячу и одну историю

Рамка или «рамочное обрамление»- это метод повествования, в котором соединяются несколько историй. Самая важная история, содержащая суть сообщения, помещается в центре. Центральный сюжет помогает структурировать все остальные истории.

Центральный сюжет может быть организован по разным принципам.

Цикловое обрамление

В цикловом обрамлении истории соединяются механически, появление историй мотивировано беседой действующих лиц или серией рассказов одного автора.  Традиции циклового обрамления сюжета идут с Востока. Классическим примером рамки является памятник арабской и персидской литературы, собрание сказок и новелл, обрамлённое историей о персидском царе Шахрияре и его жене по имени Шахерезада, «Книга тысячи и одной ночи». Здесь каждая история — отдельный сюжет, а рамкой оказывается дворец царя, где Шахерезада каждую ночь их рассказывает сказки. Рамочная композиция со вставными новеллами используется в собрании ста новелл итальянского писателя Джованни Боккаччо «Декамерон».

Примером циклового обрамления в русской прозе являются пушкинские «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», объединенные вымышленным образом молодого помещика, занимавшегося на досуге сочинительством и умершего 30 лет от роду от простудного заболевания.

Mise en abyme, принцип матрешки или Шкатулочный роман

Еще один способ использования рамки — это принцип матрёшки — рекурсивная художественная техника, известная в просторечии как «сон во сне», «рассказ в рассказе», «спектакль в спектакле», «фильм в фильме» или «картина в картине».

Многоэтажный «сон во сне» использован Н.В. Гоголем в повести «Портрет». Художник Чартков сначала обращает внимание на портрет ростовщика, затем видит его во сне и приминает от него ссуду, а позже знакомится с его историей.

Рамка с завершенным сюжетом

«Рамочное обрамление» с завершенным сюжетом, как правило, содержит хорошо проработанную центральную историю. Такая организация часто встречается в телесериалах, объединенных группой героев, где из серии в серию развивается единая сюжетная линия. В конце каждой серии фильма содержится кульминация повествования, а в следующей – его развязка. Отличительными признаками сериала являются: линейность повествования, принципиальная важность очередности восприятия частей серий (иначе теряется сюжетная линия, логика действия). В «горизонтальных сериалах», таких, как «Игра престолов«, связь между между отдельными сериями сильная.

Рамка с открытым сюжетом

«Рамочное обрамление» с открытым сюжетом объединено общими персонажами, однако связь между отдельными историями слабая. Такая рамка является распространенной основой организации детективных произведений и сериалов. Классикой детективного жанра являются произведения Конана Дойла, посвящённые приключениям Шерлока Холмса. В отечественном кинематографе примером вертикального сериала являются «Улицы разбитых фонарей».

Рамка как форма организации контента широко используется в сторителлинге и в создании других сериальных продуктах: телевизионных реалити-шоу, видеоблогах.