Яндекс.Метрика
сюжетная схема гора
Текст

Сюжетная схема «Гора». Техники сторителлинга

Нарастание напряжения — вот чем отличается сюжетная схема «Гора» от остальных способов рассказывать истории. Чем дальше, тем страшнее опасности, тем больше чудовища, тем сложнее препятствия. В финале, конечно, все разрешится, будет кульминация, решающая схватка, а за ней победа или поражение. Таким способом поддерживается интерес слушателя  по ходу рассказа.

Истории, рассказанные на основе этой сюжетной схемы, мы знаем с детства. Колобок отправляется в лес, где встречает много голодных зверей, один опаснее другого. В теремок заселяются все более массивные обитатели. Герой волшебной сказки получает все более сложные задания. Таким способом в сюжетной схеме «Гора» сохраняется напряжение и драматизм.

Сюжетная схема «Гора» и трехактная структура киносценария

Сюжетная схема «Гора» используется в классическом киносценарии. Классический киносценарий имеет трехактную структуру. Это проверенная временем схема, на основе которой создано большинство популярных кинофильмов. Эта структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.

 1 Акт.  Экспозиция

Первый акт — это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма. В первом акте необходимо представить главного героя. Главный герой должен сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе персонажа. Обозначить главную цель героя, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории. Описать провоцирующий инцидент — событие, которое обозначит основной конфликт фильма. Задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев. Показать, что Ваша история универсальна, интересна каждому из нас. В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первый поворотный пункт, который запускает второй акт.

2 Акт. Борьба героя с препятствиями на пути к цели

Второй акт – это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта. Давление обстоятельств на главного героя должно постоянно усиливаться. Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета, вопросом, ответ на который герой и зритель получат в начале следующей части.

2 Акт, 1 часть. Герой начинает действовать Вызов, который получил герой в конце первого акта, заставляет его действовать. Главный герой сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы. В конце первой части герой достигает границы, за которой уже не будет пути назад. Раньше он мог отказаться от миссии и жить как раньше. Теперь все мосты сожжены. Он должен полностью посвятить себя цели.

2 Акт, 2 часть. Преграды становятся все более серьезными, а цена поражения – более высокой. Если герой проиграет, он потеряет все, чем дорожит. Эта часть второго акта заканчивается тем, что герой терпит крупное поражение. Какими бы сложными для преодоления не были до этого преграды, он всегда справлялся с ними. Теперь он оказывается перед лицом максимально опасной и практически неразрешимой ситуации.

2 Акт, 3 часть. Подготовка к Кульминации Наступает самый драматический момент истории. Герой оказывается в критическом положении. Обстоятельства против него. Главная цель кажется недостижимой. Это черный час героя. Неожиданно, герой получает еще один шанс довести дело до конца и достичь главной цели. Он понимает, что должен бороться и победить.

3 Акт. Главный герой выполняет свое предназначение

Третий акт занимает последние 30 минут фильма. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории. Персонаж вступает в финальное противоборство с антигероем. Действие стремительно приближается к неминуемой развязке – окончательному разрешению конфликта. События должны происходить в ускоренном темпе. В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах. В финальный момент кризиса наступает кульминация. Кульминация — это высшая точка истории. Герой должен преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор. Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Достаточно нескольких минут.

Сюжетная схема «Гора» и трехактная структура киносценария

Сюжетная схема «Гора» позволяет:

  • Показать как герой преодолел ряд проблем.
  • Показать медленно растущее напряжение.
  • Показать запоминающийся финал.

Сюжетная схема «Гора» нередко используется в рекламе. Снимается эмоциональный рекламный ролик с трогающей до глубины души историей. Такой подход позволяет удерживать примение,  помогает «очеловечить» бренд.

Сторителлинг решает ряд маркетинговых задач:

  • рассказывает о ценностях бренда, визуализируя их в колоритных историях; 
  • продает услуги или товары, вызывая больше доверия за счет использования знакомых каждому сценариев;
  • показывает решение насущной проблемы, благодаря чему клиент «захватывается» на любом этапе воронки продаж, желая узнать, как избавиться от знакомой ему «боли»; 
  • приоткрывает завесу тайны, показывая аудитории внутренние процессы производства, чтобы завоевать еще больше доверия к бренду;
  • продвигает личный бренд, вовлекая подписчика в захватывающие жизненные истории блогера; 
  • дарит яркие эмоции, мягко «заставляя» клиента привыкать к бренду.

В маркетинговых историях успеха, как правило, присутствует:

  • Главный герой (далее – ГГ), его окружение и характер. Такой персонаж, как правило – прототип реального клиента, с его эмоциями и болями. Целевая аудитория будет ему доверять, если узнает в нем себя или своих знакомых. 
  • Цель, которую преследует ГГ. Чаще всего, это преодоление каких-то проблем. Продвигаемый бренд или продукт  занимают место сказочного волшебного помощника или волшебного предмета на пути главного героя к достижению цели.
  • Трудности, своеобразный конфликт между реальностью и мечтой ГГ только подогревают интерес аудитории;
  • Шаги, которые предпринимает ГГ, чтобы реализовать мечту,  своего рода «путевой лист», алгоритм действий, которые должен совершить клиент.
  • Перемены ситуации — в рекламном ролике показано, как главный герой добивается своего, подробно описываются и демонстрируются все изменения к лучшему. Иногда используется эмоциональная техника sparklines , основанная на сравнении позиций «было» и «стало». Проставляет акценты на насущных проблемах и показывает, как их можно устранить, разжигает желание к переменам. 
  • Итоги и мораль в рекламе занимает финальное привлечение внимания к бренду или прямой призыв к действию. 

  

Ярким примером использования сторителлинга в  рекламе 90-е годы стала история  Лёни Голубкова – мужчины из народа, который трудится экскаваторщиком не покладая рук, и вдруг узнаёт, про акции «МММ». Эти истории оказывали мощное воздействие на неискушенного телезрителя. Были придуманы герои  для разных целевых групп: молодая пара, Лёня, его жена, брат Лёни, одинокая женщина, пенсионеры и др.

Леня Голубков

Сюжетная схема Гора в рекламе МММ

Режиссер роликов Бахытжан Килибаев, рассказывает, что в процессе создания рекламного сериала постоянно работала группа социологов: «Они проводили каждый день опросы, и я понимал, что больше всего интересует людей. Мы в роликах отвечали на самые жесткие и самые плохие вопросы. То есть, у нас была обратная связь».

В известной нам с раннего детства сказке  «Колобок» по сюжетной схеме «Гора» построена история, которую рассказывал зверям главный герой: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел». Тут есть и шаги, и преодоление трудностей, и обозначение цели: » И от тебя ч тоже убегу». Однако сама сказка целиком представляет собой завершенную рамочную композицию с деконструкцией ожидаемого хэппи-энда.

 

Типы сюжетов. Мономиф или путешествие туда и обратно

Типы сюжетов. Рамка или как рассказать тысячу и одну историю