Метод контрольных вопросов поможет запустить творческий процесс
Метод контрольных вопросов — это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам, сценаристам, ученым и всем, кому для успеха необходимы новизна и неординарность подхода к решению задач. Следует сказать, что у данной методики нет автора как такового. Многие техники, стимулирующие креативность, используют списки вопросов.
Последовательность действий при использовании метода контрольных вопросов
При использовании метода контрольных вопросов правильная формулировка проблемы — основа основ. И эта формулировка, к сожалению, не всегда очевидна, иногда ее поиск оказывается частью творческого процесса. Но если есть сомнения, никто не мешает придумать несколько формулировок и каждую рассматривать отдельно.
- Определите проблему («Придумать название», «Придумать логотип», «Придумать сюжет видеоролика»).
- Конкретизируйте. Сейчас проблема сформулирована слишком широко. Попробуйте конкретизировать формулировки, можно придумать несколько вариантов: «Придумать нестандартное название», «Придумать название, которое вызовет улыбку», «Придумать короткое название», «Придумать название, которое заставит задуматься о смысле жизни».
- Напишите список контрольных вопросов или действий (сами или воспользовавшись приведенным ниже примером).
- Ищите ответы на вопросы из списка.
Такой подход позволит придумать огромное количество вариантов.
Примеры контрольных вопросов
Список Джуна Валладареса
Методика Джуна Валладареса, представленная в книге «Ремесло копирайтинга» содержит 201 вопрос. Помогает не только при написании текста, эта техника нацелена на что угодно. Автор советует: «Переверните все с ног на голову, чем бы не являлось это «все» — макетом, словами, видеоизображением, упаковкой, товаром, рекламной кампанией или маркетинговой стратегией». Прочитав выдержки из списка Джуна вы можете создавать свои списки для каждой проблемы.
- Растяните это.
- Ужмите.
- Поменяйте цвет.
- Увеличьте.
- Уменьшите.
- Сделайте круглым.
- Сделайте квадратным.
- Переведите в текст.
- Соедините изображение с музыкой.
- Используйте повторы.
- Сделайте трехмерным.
- Сделайте двухмерным.
- Измените форму.
- Замените частично.
- Сделайте частью набора.
- Сделайте коллекционным экземпляром.
- Сделайте анимацию.
- Механизируйте.
- Осветите.
- Сделайте так, чтобы это было похоже на что-нибудь другое.
- Придайте фактуру.
- Придайте романтизм.
- Придайте ностальгическое обаяние.
- Придайте старомодность.
- Придайте футуристичность.
- Сделайте это частью чего-то другого.
- Воспользуйтесь символизмом.
- Воспользуйтесь реализмом.
- Воспользуйтесь фотографией.
- Воспользуйтесь иллюстрацией.
- Расскажите историю с помощью единственной иллюстрации.
- Сделайте ее привлекательной для детей.
- Сделайте ее привлекательной для женщин.
- Сделайте ее привлекательной для мужчин.
- Сделайте ее прозрачной.
- Измените фон.
- Измените среду.
- Сделайте ее глянцевой.
- Воспользуйтесь оптическими эффектами.
- Воспользуйтесь другим материалом.
- Добавьте человеческого участия.
- Измените логику.
- Сделайте складывающейся.
- Выйдите за грани допустимого.
- Придайте атмосферу лета.
- Придайте личностный оттенок.
- Сделайте темнее.
- Используйте недосказанность
- Используйте преувеличение.
- Исключите часть.
- Переставьте элементы.
- Сделайте ее летящей.
- Сделайте ее плывущей.
- Сделайте ее переплетающейся.
- Замаскируйте ее.
- Столкните две стороны.
- Заполните.
- Сделайте ее смешной.
- Найдите дополнительное применение.
- Используйте в сочетании все вышеупомянутое
Список вопросов Осборна
Следует сказать, что список вопросов Осборна можно подогнать почти под любую задачу.
- Возможны ли новые способы применения?
- Что можно скопировать?
- Что можно присоединить?
- Дублировать?
- Что можно заменить?
- Изменить скорость или темп?
- Другой цвет, звук, освещение?
- Другой ингредиент?
- Другой материал?
- Другое расположение?
- Объединить цели?
- Изменить последовательность операций?
- Перевернуть?
Опять же, несмотря на то, что данная методика касается физических объектов, она идеальна для чего угодно. Например, если вы составляете план на этот год: первое — заработать двадцать тысяч долларов, вторая — купить автомобиль, третья — делать добро людям. Применив пункт «Изменить последовательность операций», вы можете посмотреть на свой план совершенно иначе. Этот пункт поможет вам в чем угодно, где есть последовательность шагов. Поменяйте их местами, ликвидируйте некоторые и посмотрите что получится.
Как работает метод контрольных вопросов
Если вы не знаете, от чего оттолкнуться для решения любой проблемы — сформулируйте ее. Сформулируйте ее несколько разными способами:
- придумать креативную упаковку
- придумать креативную упаковку чая
- придумать креативную упаковку-игрушку
- придумать креативную упаковку чая в подарок
Затем составляйте списки: списки игрушек, материалов, необычных предметов, которые можно использовать. Последовательно берете каждое слово и прогоняете его по методике контрольного списка. Теперь вы можете взглянуть на задачу с разных сторон, сгенерировать десятки решений.
Потратив на метод контрольных вопросов хотя бы 10 минут, вы обнаружите, что сумели взглянуть на задачу с совершенно другой стороны. Методика контрольных списков и вопросов не позволит вам сидеть сложа руки. Она помогает запустить творческий процесс, выводит из кризиса.
Любой список действий заставляет нас двигаться. Возьмите словарь и выпишите первые попавшиеся 50 глаголов, а затем сформулировав свою проблему попытайтесь понять, как действие глагола поможет ее решить. Не помогли первые пять, ничего страшного, осталось еще 45, что-то обязательно найдется. А когда вы найдете ответ, спокойно можете найти еще 50 глаголов и найти более совершенное решение.
Больше креативных методик
Мозговой штурм. Суть метода и правила организации
Мозговой штурм — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма — выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в
Методы ассоциативного поиска идей: метод фокальных объектов, гирлянда ассоциаций и метафор
Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то увиденный
Конференция идей — креативная технология, позволяющая собрать максимальное количество решений проблемы
Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей. Авторами методики являются — Гильде В. и Штарке К. (1970 г.).
Метод контрольных вопросов поможет запустить творческий процесс
Метод контрольных вопросов — это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам, сценаристам, ученым и всем, кому для
Пример видеоинфографики о том, как оставаться креативным
Сегодня вдохновение и новые идеи нужны каждому. Вот пример минималистичной и приятной видеоинфографики, которая поможет сохранить и развивать свои способности мыслить нестандартно и поддерживать творческую энергию. 29 WAYS TO STAY
Синектика — поиск новых идей с помощью аналогий
Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор — У. Гордон (США, 1952 г.). Фактически это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным,