сюжетная схема гора
Текст

Сюжетная схема «Гора». Техники сторителлинга

Нарастание напряжения — вот чем отличается сюжетная схема «Гора» от остальных способов рассказывать истории. Чем дальше, тем страшнее опасности, тем больше чудовища, тем сложнее препятствия. В финале, конечно, все разрешится, будет кульминация, решающая схватка, а за ней победа или поражение. Таким способом поддерживается интерес слушателя  по ходу рассказа.

Истории, рассказанные на основе этой сюжетной схемы, мы знаем с детства. Колобок отправляется в лес, где встречает много голодных зверей, один опаснее другого. В теремок заселяются все более массивные обитатели. Герой волшебной сказки получает все более сложные задания. Таким способом в сюжетной схеме «Гора» сохраняется напряжение и драматизм.

Сюжетная схема «Гора» и трехактная структура киносценария

Сюжетная схема «Гора» используется в классическом киносценарии. Классический киносценарий имеет трехактную структуру. Это проверенная временем схема, на основе которой создано большинство популярных кинофильмов. Эта структура универсальна и подходит для фильма любого жанра.

 1 Акт.  Экспозиция

Первый акт — это экспозиция и завязка истории. К концу первого акта читатель должен иметь представление о времени и месте действия будущего фильма, о главном герое и антигерое, о предыстории сюжета. Здесь должен быть обозначен основной конфликт фильма. В первом акте необходимо представить главного героя. Главный герой должен сразу заинтересовать будущего зрителя, вызвать у него симпатию и желание узнать о дальнейшей судьбе персонажа. Обозначить главную цель героя, к которой он будет стремиться на протяжении всей истории. Описать провоцирующий инцидент — событие, которое обозначит основной конфликт фильма. Задать настроение, интонацию фильма, а также линии поведения героев. Показать, что Ваша история универсальна, интересна каждому из нас. В конце первого акта должно произойти значительное событие, которое полностью изменит жизнь героя. Это первый поворотный пункт, который запускает второй акт.

2 Акт. Борьба героя с препятствиями на пути к цели

Второй акт – это основная часть Вашего сценария. Здесь идет рассказ о препятствиях, которые встают на пути главного героя и о том, как герой их преодолевает. Наращивайте напряжение на протяжении всего второго акта. Давление обстоятельств на главного героя должно постоянно усиливаться. Второй акт самый большой по объему, поэтому лучше разделить его на три части, каждая из которых должна закончиться поворотом сюжета, вопросом, ответ на который герой и зритель получат в начале следующей части.

2 Акт, 1 часть. Герой начинает действовать Вызов, который получил герой в конце первого акта, заставляет его действовать. Главный герой сталкивается с множеством препятствий, которые возникают по вине антигероя или обстоятельств. Преодолевая трудности, персонаж развивается. Меняются его поведение и мотивы. В конце первой части герой достигает границы, за которой уже не будет пути назад. Раньше он мог отказаться от миссии и жить как раньше. Теперь все мосты сожжены. Он должен полностью посвятить себя цели.

2 Акт, 2 часть. Преграды становятся все более серьезными, а цена поражения – более высокой. Если герой проиграет, он потеряет все, чем дорожит. Эта часть второго акта заканчивается тем, что герой терпит крупное поражение. Какими бы сложными для преодоления не были до этого преграды, он всегда справлялся с ними. Теперь он оказывается перед лицом максимально опасной и практически неразрешимой ситуации.

2 Акт, 3 часть. Подготовка к Кульминации Наступает самый драматический момент истории. Герой оказывается в критическом положении. Обстоятельства против него. Главная цель кажется недостижимой. Это черный час героя. Неожиданно, герой получает еще один шанс довести дело до конца и достичь главной цели. Он понимает, что должен бороться и победить.

3 Акт. Главный герой выполняет свое предназначение

Третий акт занимает последние 30 минут фильма. Это наиболее динамичная и эмоционально напряженная часть истории. Герой получает ответы на все вопросы. Завершаются все сюжетные линии. Действие подходит к кульминации, после которой наступает развязка истории. Персонаж вступает в финальное противоборство с антигероем. Действие стремительно приближается к неминуемой развязке – окончательному разрешению конфликта. События должны происходить в ускоренном темпе. В третьем акте не должно появляться никакой новой информации, все события являются следствиями действий героя в предыдущих актах. В финальный момент кризиса наступает кульминация. Кульминация — это высшая точка истории. Герой должен преодолеть самое главное препятствие, сделать окончательный выбор. Наступает развязка истории. Здесь нужно показать, как перемены, которые произошли с героем, повлияют на жизнь персонажа. Эта часть истории не должна быть затянутой. Достаточно нескольких минут.

Сюжетная схема «Гора». Техники сторителлинга
Сюжетная схема «Гора» и трехактная структура киносценария

Сюжетная схема «Гора» позволяет:

  • Показать как герой преодолел ряд проблем.
  • Показать медленно растущее напряжение.
  • Показать запоминающийся финал.

 

Типы сюжетов. Мономиф или путешествие туда и обратно

Сторителлинг. Секрет эффективности простых историй

Сторителлинг— это слово все чаще встречается в руководствах по маркетингу и рекламе, обзорах тенденций веб-дизайна и руководствах по созданию видеороликов. Новым словом «сторителлинг» описывается хорошо знакомое всем явление.
Каждый может вспомнить ситуацию: в дружеской компании появляется человек, начинает говорить и через некоторое время оказывается, что все слушают его, затаив дыхание. О чем он рассказывает? Делится умными мыслями или жизненно важной информацией? Возможно, но, скорее всего, он рассказывает истории, произошедшие с ним, его знакомыми или никому неведомыми людьми, слушать о которых, тем не менее, интересно.

Что такое сторителлинг?

Сторителлинг
Elyx. Приключения в реальном мире сделали рисованного человечка героем Instagram

Сторителлинг — это создание историй или повествование — особый тип речи, рассказ о событиях. Сюжет с хорошо знакомыми со школьной скамьи элементами: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой, помогает организовать повествование и делает его увлекательным и завершенным. Но не только внешняя привлекательность делает сторителлинг таким эффективным инструментом в самых разных областях.

Силу воздействия историй человечество ощутило в глубокой древности. Рассказчики создавали легенды, былины, сказания. Так создавались мифы, ложившиеся в основу картины мира многих поколений.

Почему истории влияют на нас?

Психологи, изучающие человеческое сознание (Дж. Брунер, Т. Сарбин), выдвинули теорию, согласно которой существует два типа мышления: нарративное и логико-научное. Каждый тип мышления имеет собственные способы проверки информации. Как утверждает Дж. Брунер: «И хорошая история, и хорошо сформулированные логические выражения являются естественными типами рассуждения, оба могут быть использованы для убеждения. Однако то, в чем они убеждают, имеет фундаментальные различия: логические аргументы убеждают в истинности, а истории — в их жизненном правдоподобии».

Ученые идут дальше и утверждают, что именно нарративное мышление помогает нам осмыслить себя и прожитую жизнь. Мы бессознательно создаем «повествование о своей жизни», интерпретацию реальности, задача которой — создание собственного образа. Т.е. человек оценивает себя, других людей и совершенные поступки, представляя все в виде историй, выделяя в потоке жизни особые моменты, обладающие для него смыслом.

Таким образом, наша любовь к историям имеет очень серьезные причины, имеющие отношение к нашему способу осознавать себя. Бессознательно мы всегда сравниваем себя с героями историй, сопереживаем, даем оценку их действиям. Неслучайно создание историй сегодня интересует не только писателей и сценаристов. Сторителлинг широко применяется в рекламе и политике, маркетинге, психотерапии и образовании. Этот способ подать информацию зачастую оказывается более эффективным, чем рациональное убеждение.