YouTube как инструмент обучения в высшем образовании: возможности и проблемы

Главная » YouTube as an Instrument of Learning in Higher Education: Opportunities and Challenges » YouTube как инструмент обучения в высшем образовании: возможности и проблемы
Rudenkin D., Grushevskaya V. YouTube as an instrument of learning in higher education: opportunities and challenges // Proceedings of the European Conference on e-Learning, ECEL-2019. P. 684-686.

EN

Dmitry Rudenkin, Veronika Grushevskaya

Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia

Abstract: Fashion for using video resources of the Internet and especially YouTube in the educational process is becoming more and more noticeable in universities and colleges around the world. Perhaps, there is nothing strange in this trend. Contemporary students are used to spending a lot of time in the Internet every day. Besides, it is true, that YouTube contains a significant amount of useful information for learning. This information is presented on various popular science and educational channels. So, using of YouTube allows to conduct learning in a familiar and comfortable form. Therefore, the fashion for using of YouTube resources in the educational process is hardly surprising. But an understanding of the true opportunities of using of YouTube in this area still needs a clarification. Is there a real need to using of YouTube in the education process? What are the specific opportunities of it’s using in education? And what are the challenges of it’s using in education? This paper is devoted to the description of the research, which was started by authors for clarification of these complicated questions. The initial goal of the research is to clarify the specific opportunities and risks of using of YouTube as an instrument of learning in higher education. The authors focus their interest on the analysis of particular case of using of YouTube resources in educational process at the Ural Federal University (Ekaterinburg, Russia) during one educational cycle in the 2019 academic year. The authors rely on several research methods: sociological survey, discourse-analysis and content-analysis. The authors not only describe specific examples of using video content from YouTube for solving of educational tasks, but also analyze in detail the students’ reaction to the using of such content. The key hypothesis of the research is that the potential benefits of using of YouTube resources in the educational process are significantly overvalued. YouTube is useful as an auxiliary and illustrative source, but its excessive using in the educational process does not match with the needs of students and leads to a decrease in the quality of education.

Keywords: YouTube, higher education, social media, sociological survey, Russia

  1. Introduction

Интенсивное внедрение информационных технологий в жизнь современного общества ставит перед системой высшего образования много новых вопросов и задач. Доля пользователей Интернета в разных странах мира различается, но практически везде им ежедневно пользуется явное большинство населения. Более того, как показывают недавние исследования, школьники и студенты пользуются Интернетом даже чаще, чем другие социальные группы, и среди них доля активных пользователей приближается к 100% (Ivanova et all, 2018). Очевидно, что системе образования сложно игнорировать сложившуюся ситуацию. Отказ от использования ресурсов Интернета в образовательном процессе грозит устареванием образовательных программ и снижением качества обучения. Использование же ресурсов Интернета в рамках образования может сделать процесс обучения более гибким и релевантным коммуникативным привычкам студентов. Поэтому наметившийся интерес школ, колледжей и университетов к внедрению ресурсов Интернета в процесс обучения выглядит абсолютно логично. Тем не менее, важный и сложный исследовательский вопрос связан с тем, как оценить оптимальные механизмы и масштабы использования ресурсов Интернета в образовательном процессе. Насколько внедрение ресурсов Интернета в процесс обучения соответствует реальным потребностям студентов и каким они его видят? Какие конкретные образовательные задачи можно решить с помощью использования ресурсов Интернета? Как может выглядеть эффективное использование таких ресурсов в процессе обучения? Стремясь разобраться в подобных вопросах, мы решили выполнить собственный исследовательский проект, базой которого послужил Уральский федеральный университет в России.

  1. Purpose and assumptions

В своем проекте мы сфокусировались на частном кейсе использования ресурсов Интернета в образовательном процессе. В фокусе нашего внимания оказались возможности использования YouTube в рамках высшего образования. Акцент на анализе именно использования YouTube был сделан целенаправленно. С одной стороны, YouTube является одним из самых популярных Интернет-ресурсов, которым активно пользуются школьники и студенты по всему миру. С другой стороны, контент, который есть на YouTube, очень разнообразен: он включает в себя не только развлекательные ролики, но и образовательные. Более того, в литературе описаны конкретные кейсы использования YouTube именно как образовательного ресурса. (Moghavvemi et all, 2018; Jackman, 2019). Поэтому обращаясь к анализу именно YouTube, мы получали возможность изучения частного, но очень информативного и показательного кейса, на основе которого можно делать первичные выводы об общих направлениях использования ресурсов Интернета для решения образовательных задач.

Ключевой целью нашего проекта является намерение прояснить конкретные возможности и риски, которые открывает использование ресурсов YouTube в образовательном процессе. Оценки, имеющиеся по этому вопросу в актуальной научной литературе, довольно противоречивы. Некоторые исследователи оценивают перспективу использования YouTube в образовательном процессе скорее позитивно и пишут о многочисленных возможностях, которые открывает такая практика: использовании наглядного видеоматериала, доступности подачи материала, простоте организации удаленного взаимодействия участников обучения и др. (Perrett and Minhas, 2016.; Shoufan, 2019). Другие авторы, наоборот, осторожны в оценке потенциала YouTube и упоминают важные проблемы: риск потери эмоционального контакта преподавателя и студентов, вероятность получения недостоверной информации, утрату серьезности и профессионализма в процессе организации обучения и др. (Jung and Lee, 2013; Reynoso and Aguirre, 2016). Поэтому нашей исходной гипотезой стало предположение о том, что YouTube может использоваться в образовательном процессе как эффективный вспомогательный и иллюстративный инструмент, но его неосторожное использование может вызывать определенные риски.

  1. Project design

Мы запустили свой проект в апреле 2019 г. и планируем завершить работы к началу 2020 г. Наш проект предполагает решение нескольких задач.

Первым шагом стало проведение социологического опроса среди студентов двух академических групп, которые станут непосредственными участниками проекта в период с сентября по декабрь 2019 г. Цель этого опроса заключалась в том, чтобы понять, насколько студенты заинтересованы во внедрении YouTube в практику образовательного процесса и каким они хотели бы видеть это внедрение. Следующим шагом проекта должен стать анализ образовательных программ, по которым обучаются студенты этих групп, с целью определения оптимальных механизмов использования YouTube в рамках конкретных образовательных курсов. Третьим шагом проекта станет отбор подходящего видеоконтента на YouTube: опираясь на приемы discourse-analysis and content-analysis, мы намерены найти ролики, соответствующие задачам образовательного процесса и адекватные запросам студентов. Четвертым (и ключевым) этапом проекта станет проведение серии пробных занятий, которые будут построены на интенсивном использовании ресурсов YouTube, помогающих реализации образовательных задач. Проводя эти пробные занятия и поэтапно замеряя обратную связь студентов, мы планируем получить подробное описание конкретных возможностей и рисков, которые возникают при использовании YouTube в образовательном процессе.

  1. Current results and prospects.

На момент подготовки данной работы мы находимся лишь в начале пути и завершили только первый этап проекта. Поэтому пока мы вынуждены проявлять осторожность в выводах и можем позволить себе лишь предварительные заключения. Тем не менее, имеющиеся данные позволяют нам довольно подробно рассуждать об особенностях запроса студентов к направлениям использования YouTube в образовательном процессе. И ответы, полученные от студентов, довольно красноречиво свидетельствуют о том, что использование ресурсов YouTube требует взвешенности и осторожности.

Суммарно в ходе исследования было опрошено 98 человек, входящих в 2 академические группы. Их ответы показывают, что сама по себе идея использовать YouTube в образовательном процессе действительно перспективна. 83.3% из опрошенных пользуются YouTube почти ежедневно. 85.7% ответивших уже смотрят на YouTube образовательное видео, которое помогает им овладеть специальностью. А 64,7% опрошенных говорят о том, что хотели бы более активного использования YouTube в ходе обучения в университете. К ключевым возможностям, которые открывает использование YouTube в образовательном процессе, они относят простоту подачи (85.7%) и актуальность контента (76,3%). Иначе говоря, общий запрос на использование YouTube у студентов есть. И это позволяет предположить, что реальное внедрение ресурсов YouTube в практику образовательного процесса действительно может быть плодотворным.

Однако характерна и другая тенденция. Подавляющее большинство студентов не готовы рассматривать YouTube как альтернативу традиционной образовательной работе. Как видно по Рисунку 1, перспектива постоянного использования YouTube как замены привычных лекций и семинаров большинству из опрошенных явно не нравится. Больше половины из них убеждены, что излишне интенсивное внедрение YouTube в образовательную работу приведет к негативным результатам: станут менее интересными занятия (70.6%), пропадет возможность живого общения с преподавателем (56.7%), вырастет риск получения слишком некачественной информации (50.6%). Иначе говоря, студенты в целом заинтересованы в более активном использовании YouTube в образовательном процессе, но хотят, чтобы этот инструмент именно дополнял, а не подменял собой более привычные им формы обучения.

Впрочем, подчеркнем вновь, что на данный момент мы находимся лишь в начале проекта и поэтому можем опираться лишь на мнение самих студентов. Истинные возможности и риски внедрения YouTube в образовательный процесс нам еще предстоит выявить и описать в ходе последующих этапов проекта.

  1. Conclusions

Цель нашего проекта – оценить реальные возможности и риски, связанные с использованием YouTube в образовательном процессе. На данный момент мы находимся лишь в начале комплексного проекта, и это вынуждает нас быть крайне осторожными в своих оценках. Тем не менее, имеющиеся данные показывают, что использование YouTube как инструмента обучения требует деликатности и обдуманности. Это действительно перспективный инструмент, который может сделать процесс обучения более интересным и наглядным. Но излишне интенсивное использование этого инструмента может порождать существенные риски: вызывать нарушение контакта студентов с преподавателем, способствовать трансляции слишком некачественной информации и др. В ходе дальнейших этапов проекта нам предстоит углубить и конкретизировать этот предварительный вывод.

References

Ivanova, M., Kanishcheva, N. Kukushina, O, Okomina, E. Subbotina, T, & Trifonov, V. (2018). The Influence of the Internet on the world outlook of modern youth. Proceedings of the international conference on the theory and practice of personality formation in modern society (ICTPPFMS 2018), 85-90

Jackman, W. M. (2019). YouTube usage in the university classroom: an argument for its pedagogical benefits. International journal of emerging technologies in learning (IJET), 14(09), 157–166.

Jung, I., & Lee, Y. (2013). YouTube acceptance by university educators and students: a cross-cultural perspective. Innovations in education and teaching international, 52(3), 243–253.

Moghavvemi, S., Sulaiman, A., Jaafar, N. I., & Kasem, N. (2018). Social media as a complementary learning tool for teaching and learning: the case of YouTube. The International journal of management education, 16(1), 37–42.

Perrett, J., Minhas, W. (2016). YouTube: A vehicle for international collaboration. Proceedings of the 15th European conference on e-learning (ECEL 2016), 547-554.

Reynoso, N. P. M., & Aguirre, A. J. R. (2016). Youtube: an educational tool? ICERI2016 Proceedings, 2778-2786.

Shoufan, A. (2019). What motivates university students to like or dislike an educational online video? A sentimental framework. Computers & education, 134, 132–144.