Влияние экранного образа на наше восприятие мира. Мэйнстрим и гипотеза культивации.
Гипотеза культивации — это социологическая концепция, пытающаяся объяснить воздействие телевидения на зрителей. Она зародилась в рамках исследовательской программы по изучению воздействия медианасилия. Эту программу, названную «Проект культурных индикаторов», в 1960-х годах возглавлял Джордж Гербнер, ученый из университета Пенсильвании. Уже с первых дней реализации проекта исследования вышли за рамки медианасилия.
Оптовый поставщик образов
Телевидение стало рассматриваться как «оптовый поставщик образов». Все передачи, начиная от развлекательных и заканчивая информационно-аналитическими, основаны на похожих, повторяющихся моделях, которые еще называют мифами или идеологиями. Предполагается, что эти модели влияют на восприятие мира телезрителями: чем больше времени люди проводят, «живя» в мире телевидения, тем скорее их образ социальной реальности будет соответствовать тому, который транслируется телевидением.
Основное положение гипотезы культивации состоит в том, что чем больше времени зритель проводит перед телевизором, тем более его восприятие мира приближается к тому образу реальности, который он видит на экране.
Мэйнстрим
Мэйнстрим (англ. mainstream — основной поток, основное течение) — это набор принятых, широко употребимых, культурных стандартов.
Мэйнстриминг — одно из принципиальных понятий, лежащих в основе культивационного анализа. Концепция мэйнстриминга предполагает, что в рамках различных культур существуют доминантные комплексы убеждений, взглядов, ценностей и обычаев.
Проблема заключается в том, что «символический мир» СМИ существенно отличается от объективной реальности. Так, на экране чаще всего появляются молодые, энергичные и привлекательные люди. Пожилые люди (65 лет и старше) редко становятся главными героями художественных фильмов, а если и появляются на экранах, то в основном исполняют роли больных или умирающих персонажей. Нечего и говорить о том, что экранная реальность неадекватно отражает социальный и демографический состав и условия жизни населения.
Возникает вопрос, насколько зрители осознают искусственный характер экранной реальности.
Было доказано, что интенсивность эффекта культивации определяется образованностью зрителей. Мировоззрение потребителей массовой информации с более высоким уровнем образованности менее подвержено воздействию того образа реальности, который формируется телевидением.
Проблемы подтверждения гипотезы культивации
За продолжительный период времени все попытки выявления связей между использованием медиа и поступками зрителей не увенчались успехом. В связи с этим возникает вопрос: либо эффекты культивации вообще отсутствуют, либо пока нет конкретных методов, позволяющих измерить их.
Вся сложность проблемы заключается в том, что экранные образы формируют не столько в конкретные мнения и жизненные установки, сколько ключевые понятия, коллективное чувство действительности. Экранные образы рассказывают истории о том, что происходит, о том, как происходит, о том, что делать. Исследования влияния такого рода затруднены в виду недостаточности эмпирических доказательств, раскрывающих психологические механизмы культивирования образов социальной реальности.
Сторителлинг. Секрет эффективности простых историй
Сторителлинг— это слово сегодня все чаще встречается в руководствах по маркетингу и рекламе, обзорах тенденций веб-дизайна и руководствах по созданию видеороликов. Новым словом «сторителлинг» описывается хорошо знакомое всем явление.
Каждый может вспомнить ситуацию: в дружеской компании появляется человек, начинает говорить. Через некоторое время оказывается, что все слушают его, затаив дыхание. О чем он рассказывает? Делится умными мыслями или жизненно важной информацией? Возможно, но, скорее всего, он рассказывает истории. Истории, которые произошедшли с ним, его знакомыми или даже никому неведомыми людьми.
Что такое сторителлинг?

Сторителлинг — это создание историй или повествование. Это особый тип речи, рассказ о событиях. В основе истории лежит сюжет с хорошо знакомыми со школьной скамьи элементами: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой, помогает организовать повествование и делает его увлекательным и завершенным.
Силу воздействия историй человечество ощутило в глубокой древности. Рассказчики создавали легенды, былины, сказания. Так создавались мифы, ложившиеся в основу картины мира многих поколений.
Почему истории влияют на нас?
1. Нарративное перемещение. Погружение в иной мир и бегство от реальности
Мы любим хорошие книги и фильмы. Когда мы погружаемся в художественный мир произведения, то словно растворяемся в истории. Психологи называют это явление «перемещением».
Термин «transportation» введён американскими исследователями Мелани Грин и Тимоти Броком, разрабатывающими «теорию нарративного перемещения».
Перемещение связано с идеей «потока»: тем спектром приятных ощущений, которые мы испытываем, с головой уходя в свою деятельность и теряя чувство времени.
Когда в лабораторных условиях люди получали негативную обратную связь, позже они тратили больше времени на просмотр телевизора. Эти данные свидетельствуют о том, что мы часто используем нарративное перемещение в качестве своего рода побега.
2. Нарративное мышление. Истории помогают нам создавать себя
Психологи, изучающие человеческое сознание (Дж. Брунер, Т. Сарбин), выдвинули теорию, согласно которой существует два типа мышления: нарративное и логико-научное. Каждый тип мышления имеет собственные способы проверки информации. Как утверждает Дж. Брунер: «И хорошая история, и хорошо сформулированные логические выражения являются естественными типами рассуждения, оба могут быть использованы для убеждения. Однако то, в чем они убеждают, имеет фундаментальные различия: логические аргументы убеждают в истинности, а истории — в их жизненном правдоподобии».
Ученые утверждают, что именно нарративное мышление помогает нам осмыслить себя и прожитую жизнь. Мы бессознательно создаем «повествование о своей жизни», интерпретацию реальности, задача которой — создание собственного образа. Т.е. человек оценивает себя, других людей и совершенные поступки, представляя все в виде историй, выделяя в потоке жизни особые моменты, обладающие для него смыслом.
Таким образом, наша любовь к историям имеет очень серьезные причины, имеющие отношение к нашему способу осознавать себя. Бессознательно мы всегда сравниваем себя с героями историй, сопереживаем, даем оценку их действиям. Неслучайно создание историй сегодня интересует не только писателей и сценаристов. Сторителлинг широко применяется в рекламе и политике, маркетинге, психотерапии и образовании. Этот способ подать информацию зачастую оказывается более эффективным, чем рациональное убеждение.
Виды сторителлинга
Следует разграничить устный, письменный и цифровой сторителлинг, поскольку у каждого будет своя сфера применения и своя специфика.
Устный сторителлинг неотделим от публичных выступлений, важной его частью является взгляд, эмоции, жесты, личность говорящего. Он используется как в презентациях, так и в межличностном общении.
Письменный сторителлинг сегодня является объектом пристального изучения, эта технология влияния и завоевания внимания аудитории востребована копирайтерами, блогерами, маркетологами и журналистами.
Мультимедийный или цифровой сторителлинг используется в сайтостроении и цифровой журналистике, в социальных сетях, а также при создании презентаций и видеороликов. Цифровой сторителлинг может быть реализован в разных форматах: в виде видеоролика, презентации или цифровой публикации с мультимедийным контентом. Актуальность цифрового сторителлинга объясняется совершенствованием эргономики восприятия в цифровых медиа.
Разновидности цифрового сторителлинга и технологии разработки публикаций на его основе
Цифровой сторителлинг – это метод электронной коммуникации, основанный на организации мультимедийного контента вокруг одной истории. Он может быть реализован на основе разных технологических решений. Рассмотрим некоторые формы представления цифровых историй, а также онлайн-сервисы и программные продукты для ПК, подходящие для их создания.
Рисованное видео. В основе рисованного видео (или дудл-видео) лежит анимационный прием — зритель наблюдает, как рука условного художника рисует стилизованные картинки. Если у студентов есть соответствующие навыки – они могут рисовать самостоятельно и снимать процесс на видеокамеру, если нет – использовать ресурсы для создания роликов в этом стиле: VideoScribe (www.sparkol.com), Powtoon (www.powtoon.com), которые позволяют прорисовывать изображения из библиотеки или собственные, создавать сцены ролика и добавлять закадровый голос рассказчика.
Анимированный сторителлинг. Создается и озвучивается видеоролик, все визуальные элементы которого находятся в движении. Для быстрого создания учебных проектов в этом стиле целесообразно использовать онлайн-сервисы, которые предлагают готовые библиотеки персонажей, клипарта и анимационных эффектов и весь необходимый инструментарий (Powtoon, GoAnimate — goanimate.com).
Комиксы и раскадровки. Онлайн-сервис Pixton (www.pixton.com) помимо многочисленных шаблонов сцен и богатой библиотеки клипарта позволяет создавать собственных персонажей, настраивать их позы, мимику, жесты, создавать свои сцены, объединяя их в комиксы и раскадровки. Получившиеся изображения и композиции можно рассматривать как небольшие самостоятельные проекты или использовать в качестве рабочих материалов для создания презентаций и видеороликов.
Презентации. Хорошо знакомый преподавателям программный продукт позволяет делать проекты на основе цифрового сторителлинга. Для создания проектов можно использовать PowerPoint, расширение Office Mix (mix.office.com), Prezi (prezi.com), Sway (www.sway.com) и другие ресурсы.
Видеомонтаж. Для создания проекта используется любой видеоредактор, достаточно возможностей Киностудии Windows Live или YouTube Editor. Эта технология подходит для учащихся, готовых работать с самостоятельно отобранными и подготовленными изображениями, личными или семейными фото- и видеоматериалами.
Веб-страница с мультимедийным контентом может быть создана на основе любой известной учащимся технологии создания веб-страниц, новички могут использовать конструкторы сайтов.
Типы сюжетов. Мономиф или путешествие туда и обратно
Сюжетная схема «Гора». Техники сторителлинга