Яндекс.Метрика
гипотеза культивации
Развитие

Влияние экранного образа на наше восприятие мира. Мэйнстрим и гипотеза культивации.

Гипотеза культивации — это социологическая концепция, пытающаяся объяснить воздействие телевидения на зрителей. Она зародилась в рамках исследовательской программы по изучению воздействия медианасилия. Эту программу, названную «Проект культурных индикаторов», в 1960-х годах возглавлял Джордж Гербнер, ученый из университета Пенсильвании. Уже с первых дней реализации проекта исследования вышли за рамки медианасилия.

Оптовый поставщик образов

Телевидение стало рассматриваться как «оптовый поставщик образов». Все передачи, начиная от развлекательных и заканчивая информационно-аналитическими, основаны на похожих, повторяющихся моделях, которые еще называют мифами или идеологиями. Предполагается, что эти модели влияют на восприятие мира телезрителями: чем больше времени люди проводят, «живя» в мире телевидения, тем скорее их образ социальной реальности будет соответствовать тому, который транслируется телевидением.

Основное положение гипотезы культивации состоит в том, что чем больше времени зритель проводит перед телевизором, тем более его восприятие мира приближается к тому образу реальности, который он видит на экране.

Мэйнстрим

Мэйнстрим  (англ. mainstream — основной поток, основное течение) — это набор принятых, широко употребимых,  культурных стандартов.

Мэйнстриминг — одно из принципиальных понятий, лежащих в основе культивационного анализа. Концепция мэйнстриминга предполагает, что в рамках различных культур существуют доминантные комплексы убеждений, взглядов, ценностей и обычаев.

Проблема заключается в том, что «символический мир» СМИ существенно отличается от объективной реальности. Так, на экране чаще всего появляются молодые, энергичные и привлекательные люди. Пожилые люди (65 лет и старше) редко становятся главными героями художественных фильмов, а если и появляются на экранах, то в основном исполняют роли больных или умирающих персонажей. Нечего и говорить о том, что экранная реальность неадекватно отражает социальный и демографический состав и условия жизни населения.

Возникает вопрос, насколько зрители осознают искусственный характер экранной реальности.

Было доказано, что интенсивность эффекта культивации определяется образованностью зрителей. Мировоззрение потребителей массовой информации с более высоким уровнем образованности менее подвержено воздействию того образа реальности, который формируется телевидением.

Проблемы подтверждения гипотезы культивации

За продолжительный период времени все попытки выявления связей между использованием медиа и поступками зрителей не увенчались успехом.  В связи с этим возникает вопрос: либо эффекты культивации вообще отсутствуют, либо пока нет конкретных методов, позволяющих измерить их.

Вся сложность проблемы заключается в том, что экранные образы формируют не столько в конкретные мнения и жизненные  установки, сколько ключевые понятия, коллективное чувство действительности. Экранные образы рассказывают истории о том, что происходит, о том, как происходит, о том, что делать. Исследования влияния такого рода затруднены в виду недостаточности эмпирических доказательств, раскрывающих психологические механизмы культивирования образов социальной реальности.

Сторителлинг. Секрет эффективности простых историй

Сторителлинг— это слово сегодня все чаще встречается в руководствах по маркетингу и рекламе, обзорах тенденций веб-дизайна и руководствах по созданию видеороликов. Новым словом «сторителлинг» описывается хорошо знакомое всем явление.
Каждый может вспомнить ситуацию: в дружеской компании появляется человек, начинает говорить. Через некоторое время оказывается, что все слушают его, затаив дыхание. О чем он рассказывает? Делится умными мыслями или жизненно важной информацией? Возможно, но, скорее всего, он рассказывает истории. Истории, которые произошли с ним, его знакомыми или даже никому неведомыми людьми.

Что такое сторителлинг?

Сторителлинг
Elyx. Приключения в реальном мире сделали рисованного человечка героем Instagram

Сторителлинг — это создание историй или повествование. Это особый тип речи, рассказ о событиях. В основе истории лежит сюжет с хорошо знакомыми со школьной скамьи элементами: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой, помогает организовать повествование и делает его увлекательным и завершенным.

При этом сторителлинг как коммуникативный инструмент предполагает не только создание увлекательной истории, но определенную реакцию аудитории: от должен вовлекать, вызывать сопереживание.

Силу воздействия историй человечество ощутило в глубокой древности. Рассказчики создавали легенды, былины, сказания. Так создавались мифы, ложившиеся в основу картины мира многих поколений.

Почему истории влияют на нас?

1. Нарративное перемещение. Погружение в иной мир и бегство от реальности

Мы любим хорошие книги и фильмы. Когда мы погружаемся в художественный мир,  то словно растворяемся в истории. Психологи называют это явление «перемещением».

Термин «transportation» введён американскими исследователями Мелани Грин и Тимоти Броком, разрабатывающими «теорию нарративного перемещения».

Перемещение связано с идеей «потока»: тем спектром приятных ощущений, которые мы испытываем, с головой уходя в свою деятельность и теряя чувство времени.

Когда в лабораторных условиях люди получали негативную обратную связь, позже они тратили больше времени на просмотр телевизора. Эти данные свидетельствуют о том, что мы часто используем нарративное перемещение в качестве своего рода побега.

2. Нарративное мышление. Истории помогают нам создавать себя

Психологи, изучающие человеческое сознание (Дж. Брунер, Т. Сарбин), выдвинули теорию, согласно которой существует два типа мышления: нарративное и логико-научное. Каждый тип мышления имеет собственные способы проверки информации. Как утверждает Дж. Брунер: «И хорошая история, и хорошо сформулированные логические выражения являются естественными типами рассуждения, оба могут быть использованы для убеждения. Однако то, в чем они убеждают, имеет фундаментальные различия: логические аргументы убеждают в истинности, а истории — в их жизненном правдоподобии».

Мы бессознательно создаем «повествование о своей жизни», интерпретацию реальности, задача которой — создание собственного образа.

Ученые утверждают, что именно нарративное мышление помогает нам осмыслить себя и прожитую жизнь. Мы бессознательно создаем «повествование о своей жизни», интерпретацию реальности, задача которой — создание собственного образа. Т.е. человек оценивает себя, других людей и совершенные поступки, представляя все в виде историй, выделяя в потоке жизни особые моменты, обладающие для него смыслом.

Таким образом, наша любовь к историям имеет очень серьезные причины, имеющие отношение к нашему способу осознавать себя. Бессознательно мы всегда сравниваем себя с героями историй, сопереживаем, даем оценку их действиям.

3. Истории формируют сценарии и ускоряют интерпретацию происходящего

Истории или нарративы формируют сценарии. Сценарием называется формализованное описание стандартной последовательности взаимосвязанных фактов, определяющих типичную ситуацию предметной области. Это могут быть последовательности действий или процедур, описывающие способы достижения целей действующих лиц сценария (например: обед в ресторане, командировка, полет самолета, поступление в вуз).

Впервые понятие сценария было введено Р. Шенком и Р. Абельсоном при разработке новых средств понимания истории. Каждый сценарий состоял из ролей (исполнителей), целей (мотивов) и последовательности действий. Каждая последовательность действий обладает свойством причинно-следственных цепочек: всякое предшествующее действие создает условия для совершения последующего действия.

Как мы используем сценарии для пополнения знаний? Существует процедура обогащения входной информации сведениями, хранящимися в нашей памяти. Согласно концепции повествовательного сценария Р. Шанка и Р. Абельсона ,наличие репертуара сценариев, то есть ожидаемой последовательности событий, позволяет читателям заполнять пробелы в любой рассказываемой истории, достраивать мотивировки и причинно-следственные связи между фактами.

Создание историй сегодня интересует не только писателей и сценаристов. Сторителлинг широко применяется в рекламе и политике, маркетинге, психотерапии и образовании. Этот способ подать информацию зачастую оказывается более эффективным, чем рациональное убеждение.

Нарративная психология предполагает, что сущностью личности является последовательная жизненная история. Люди могут не осознавать этого до конца, но эта история конструируется на основе определенных образцов. И эти образцы берутся из медиа.

 

Можно сколько угодно отмахиваться от назойливых рекламных историй, но они доминируют. Современные истории ведут не к тому, что герои жили долго и счастливо и умерли в один день. Они о наслаждении бесчисленными продвигаемыми благами или о пути к богатству. Именно эти истории мы наблюдаем и слушаем каждый день. Они растворяются в структурах языка и формируют контуры наших ожиданий и надежд,  сценарии поведения и «образ действительности».

сторителлинг, языковая картина мира, картина мира, нарратив, концептуальная картина мира
30 популярных слов, которые лишь недавно пополнили словарь русского языка