Столкновение исторических нарративов в сетевых сообществах (по материалам дискуссии о фильме «Колыма – родина нашего страха»)
Столкновение исторических нарративов в сетевых сообществах (по материалам дискуссии о фильме «Колыма – родина нашего страха»)
Грушевская В. Ю., Грибан И. В. Столкновение исторических нарративов в сетевых сообществах (по материалам дискуссии о фильме «Колыма—родина нашего страха») //Политическая лингвистика. – 2022. – №. 6. – С. 126-136.
УДК 316.75+323, 930/2
Столкновение исторических нарративов в сетевых сообществах (по материалам дискуссии о фильме «Колыма – родина нашего страха»)[1]
© Грушевская Вероника Юлдашевна (2021), orcid.org/0000-0002-6985-6638, Researcher ID AAU-4933-2021, SPIN 5238-8659, кандидат филологических наук, доцент, Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия), v.iu.grushevskaia@urfu.ru
© Грибан Ирина Владимировна (2021), orcid.org/0000-0002-6260-4155, Researcher ID F-6734-2017, SPIN 2854-9706, кандидат исторических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия), gribanirina@gmail.com
Статья посвящена анализу столкновения исторических нарративов на примере дискуссии о фильме Ю. Дудя «Колыма – родина нашего страха», развернувшейся в сетевых сообществах. Цель данной статьи — проанализировать особенности социальных медиа как инструмента формирования исторической памяти. Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи: проведен обзор исследований, посвященных проблемам медиатизации исторической памяти и столкновений исторических нарративов влиятельных общественных групп в русскоязычном интернет-пространстве, проанализирован фильм «Колыма — родина нашего страха» и дискуссия в сетевых сообществах, развернувшаяся вокруг него. Системно-структурный подход позволил проанализировать элементы структуры медиатекста, обеспечившие адаптацию исторического нарратива к интересам молодежи и приемы его оформления. Использование метода дискурсивного анализа и средств веб-аналитики помогло проследить связи между откликнувшимися, выявить наиболее влиятельных участников дискуссии, проследить ключевые информационные платформы по количеству сообщений и по охвату аудитории. Проведенный анализ показывает, что высказывания участников дискуссии обусловлены их общественно-идеологическими связями, а сама дискуссия в онлайн-пространстве формирует у пользователей ощущение сопричастности к значимому общественно-политическому движению. Через обращение к событиям прошлого участники дискуссии выражают отношение к политическим реалиям сегодняшнего дня и видению будущего.
Ключевые слова: историческая память, видеоблоги, сетевые сообщества, социальные медиа, образы прошлого, исторический нарратив, сообщества памяти, лидер мнений.
Введение
В XXI веке все более актуальным становится вопрос об образе прошлого, представленном в сетевых медиа. В каких формах и с помощью каких выразительных средств должна транслироваться сегодня историческая память? Какие символы, оценки, представления о прошлом сформируются у современной молодежи под влиянием сети Интернет? Особую актуальность эти вопросы приобретают для российского общества, в котором наблюдается отсутствие консенсуса в отношении к собственному прошлому, особенно к советскому периоду истории.
Проблема взаимоотношений исторической памяти и медиа привлекла внимание академического сообщества уже на рубеже XX и XXI вв.. В 2011 г. в Великобритании был опубликован сборник «О медийной памяти», авторы которого под термином «медийная память» понимают самостоятельный феномен, «реконструкцию прошлого, достигаемую с помощью данных, взятых из настоящего», и пытаются проанализировать, каким образом медиа функционируют в качестве «агентов памяти» [On media, 2011]. Э. Хоскинс отождествляет культурную память и медийные носители, отмечая, что «цифровая эпоха оборвала привязку памяти к идентичности, сделав память общедоступной… Распространение информации и широкий доступ к ней в социальных сетях и цифровых архивах по-новому формируют наши взаимоотношения с прошлым» [Hoskins, 2011: 29]. Немецкая исследовательница А. Ассман, напротив, противопоставляет память и медиа, отмечая, что «память базируется на забвении, характеризуется дефицитарностью и тесно связана с идентичностью», а медийная гиперструктура, напротив, «преодолевает эти ограничения памяти, устанавливая связи между социальными группами, нациями и культурами» [Ассман, 2019: 185].
Исследования медиатизации исторической памяти в Интернете прошли ряд этапов. Если в начале 2000-х гг. исследователей больше волновал вопрос о способах оцифровки и сохранения информации, специфике использования интернет-источников в работе историков [Hoskins, 2001; Cohen, 2006; De Groo, 2009; Korte, 2009], то во втором десятилетии XXI века все более актуальной становится проблематика воздействия медиа на процесс формирования образов прошлого в условиях повсеместного доступа к Интернет [Internationale, 2011; Hasebrink, 2011; Schmidt, 2019]. Согласно исследованиям, проведенным в Германии, уже в 2009 г. для подростков в возрасте от 14 до 19 лет Интернет был самым важным способом получения информации. Авторы отмечают большую роль онлайн-ресурсов в формировании мировоззрения и исторических представлений молодых пользователей, анализируют преимущества и недостатки виртуализации и медиатизации памяти [Hein, 2010].
Особенности работы историков в условиях повсеместной цифровизации («диджитализации») рассмотрены в статье Г. Бальби. Автор поднимает очень непростой и актуальный вопрос о том, кто, что и как будет сохранять о прошлом для будущих поколений в условиях цифрового общества? Кто будет нести ответственность и принимать решения, что из безграничного информационного потока надо сохранить, а что предать забвению? [Balbi, 2011: 172].
Распространение и популяризация социальных медиа побудило исследователей обратиться к такому аспекту, как количественное измерение памяти: Б.Н. Якобсен и Д. Бир анализируют, каким образом репосты, «лайки», комментарии и количество просмотров детерминируют обращение к историческим фактам и влияют на воспоминания о прошлом. Авторы вводят термин «количественная оценка ностальгии» и приходят к выводу, что реакция в социальных сетях может оказать влияние на то, как человек относится к событиям прошлого и настоящего, изменить ценность воспоминаний. Более того, количественные инструменты оценки контента в социальных сетях «позволяют людям постоянно и все более активно заниматься своим прошлым, заставляя думать о том, какими воспоминаниями поделиться», «связывают воедино людей в рамках сообществ» [Jacobsen, 2021: 1-2, 9].
Если обратиться к отечественной литературе, то проблематика взаимодействия исторической памяти и медиа, роли социальных медиа в формировании образов прошлого в последние несколько лет стала актуальной и рассматривается в разных аспектах: в политологическом и в контексте изучения процессов и коммуникативных практик в социальных медиа.
С.В. Володенков рассматривает этот процесс в контексте глобальных «войн памяти» и показывает, как появление новых субъектов в цифровом публичном пространстве, которые обладают «собственными интересами и зачастую находятся в оппозиции по отношению к национальным интересам государства», способно замещать в сознании подрастающего поколения общие образы прошлого альтернативными моделями [Володенков, 2020].
А.Ю. Бубнов анализирует российский сегмент Интернета как «пространство столкновения исторических нарративов влиятельных общественных групп, имеющих собственную идентичность с элементами коллективной памяти: левыми, либералами и национал-консерваторами». При этом автор отмечает особую роль «больших нарративов, повторяющих красно-белые расколы». В основе постоянной идеологической дискуссии оказывается борьба за интерпретацию советского периода истории, обсуждается «замысел, причины и последствия революции, ее глобальная оценка, смысл и цена репрессий» [Бубнов, 2017: 9].
В рамках данного исследования используется термин «сетевые сообщества», под которым в современной литературе понимается «специфическая форма организации Интернета, выражение его строения и структуры, в том числе, социального строения и социальной структуры» [Курбатов, 2012]. Д.А. Аникин и А.Ю. Бубнов [Аникин, Бубнов, 2020] вводят понятие «сообществ памяти» — это дискурсивные сообщества, взаимодействующие на конкретной площадке в Интернете, объединенные интересом к истории и актуальной политике. Внутри таких сообществ в процессе совместного создания медиатекстов и комментирования память превращается в коллективный проект. Авторы отмечают, что актуализируемые воспоминания в таких сообществах определяются не столько объективной значимостью в контексте эпохи, сколько зависят от политических ориентиров участников, и нередко являются идеологическим конструктом, использующимся в контексте актуальных политических процессов.
С.И. Белов [Белов, 2019] описывает, как видеоблогеры, выпускающие обзоры кино и сериалов на исторические темы, ориентируют аудиторию на восприятие определённой интерпретации событий прошлого и, таким образом, определяют актуальную политику памяти. В статье раскрыта связь системы символов, вызывающих горячий отклик у аудитории, с советским наследием: болезненная реакция россиян на попытки переписать советскую историю в негативном ключе связана со стремлением сохранить позитивную составляющую национальной идентичности.
Особый интерес в рамках данной статьи представляет работа Г.И. Зверевой, которая подчеркивает, что «в процессе общения рядовых пользователей платформы YouTube, обсуждающих и вспоминающих российскую историю ХХ века, память поколений трансформируется в культурную, мифологическую память» [Зверева, 2019]. Конструирование рядовыми пользователями социальной памяти неразрывно связано с самоидентификацией, построением «своего» и «чужого».
Таким образом, тема медиатизации памяти достаточно активно обсуждается зарубежными и отечественными исследователями. При этом необходимо отметить, что проблема воздействия видеоблогов и социальных медиа на исторические представления молодежи относительно недавно стала рассматриваться в научной литературе.
В рамках данной статьи мы проанализируем столкновение исторических нарративов в российском сегменте Интернета на примере реакции аудитории на фильм Ю. Дудя* «Колыма – родина нашего страха». Анализ охватывал русскоязычный сегмент социальных медиа в период с 20.04.2019 по 20.11.2020 г.
Цель данной статьи – на примере изучения жанровых и художественных особенностей фильма «Колыма — родина нашего страха» и характера дискуссии в русскоязычном сегменте социальных медиа проанализировать особенности социальных медиа как инструмента формирования исторической памяти.
- Методология исследования
Методологической основой исследования выступает концепция памяти, разработанная А. Ассман, которая выделяет индивидуальный, социальный (семейный), политический (национальный), коллективный и культурный уровни памяти; под коллективной памятью она понимает медиадискурс, историческую политику и образовательное пространство, влияющее на сознание общества [Ассман, 2019]. Авторы исходят из того, что по мере удаления в прошлое тех или иных событий, память о них под влиянием комплекса факторов может приобретать новые оттенки. Массовая культура и, в частности, Интернет как одно из ее проявлений, обращаясь к историческим событиям, оказывает воздействие на восприятие этих событий и процесс формирования исторической памяти о них.
Основные подходы к решению проблемы влияния видеоблогеров на представления аудитории о прошлом разработаны в рамках теории влияния средств массовой коммуникации на общественное мнение. П. Лазарсфельд и Э. Катц описали процесс «двухступенчатого потока коммуникации», согласно которому роль посредников между СМК и членами микрогрупп выполняют лидеры мнений, которые адаптируют информацию с учетом уровня образования и интересов своей группы и передают свои собственные интерпретации событий [Katz, E., Lazarsfeld, P. F., 1955].
Для анализа фильма «Колыма — родина нашего страха» был использован метод контент-анализа. Анализ медиатекста производился на основе системно-структурного подхода, направленного на выявление роли компонентов медиатекста в создании целостного образа и достижения коммуникативной эффективности. При анализе дискуссии, развернувшейся вокруг фильма, был использован метод дискурсивного анализа. Высказывания участников рассматривались с учётом социальных интересов, политических взглядов и общественно-идеологических связей. В ходе анализа были использованы средства веб-аналитики. С помощью технического инструмента системы многофакторного мониторинга и анализа социальных медиа в режиме реального времени «Крибрум» были выявлены ключевые информационные платформы по количеству сообщений и по охвату аудитории, определена тональность обсуждения.
Жанровые особенности и художественные приемы фильма «Колыма – родина нашего страха»
Фильм журналиста и блогера Юрия Дудя* «Колыма – родина нашего страха», вышедший в апреле 2019 года на платформе YouTube, стал обсуждаемым информационным сюжетом как среди простых пользователей российского Интернета, так и среди экспертного сообщества [Колыма, 2019].
Как заявляли сами авторы фильма, его целевой аудиторией является младшее поколение зрителей (от 18 лет), которое в силу возраста не знает особенностей работы пенитенциарной системы в Советском Союзе и, согласно опросу ВЦИОМ, не слышало о политических репрессиях (02:24).
Жанр фильма «Колыма – родина нашего страха» выходит за рамки интервью и обогащается элементами исторического и путевого очерка. Монтаж исторических и современных эпизодов позволяет выстроить систему сопоставлений и связей «страшного» прошлого и «сложного» настоящего (00:10). Эмоционально-смысловой доминантой становится страх, тревога, беспокойство, вызванные соприкосновением с экстремальными условиями: климатическими «на улице −55°, и это Колыма» (00:01); географическими – маршрут экспедиции проходит по трассе «Колыма», одной «из самых сложных и опасных трасс России» (00:42); социально-историческими: «долгие годы Колыма была цитаделью сталинских репрессий, одного из самых чудовищных периодов в русской истории» (00:12). Риторические вопросы и апелляции к непосредственному опыту зрителя («надеюсь, вы смотрите это в тепле», 01:11) эмоционально вовлекают в повествование и помогают сопереживать героям фильма.
В первом эпизоде обозначены основные цели создания фильма. Первая цель напрямую связана с формированием исторической памяти: «кому-то рассказать, а кому-то напомнить» о том, «какой ужас пережила наша страна» (0:52). Вторая цель обусловлена жанровыми особенностями путевого очерка — создание художественно-публицистической картины современности, рассказ о проблемах людей, живущих в местах, «которые, кажется, не приспособлены для жизни» (1:02). Кроме того, в первом же эпизоде формулируется тема страха и оформляется противопоставление старого и нового, за которым проступают контуры конфликта поколений и идеологий: «Я всегда думал, откуда у старшего поколения этот страх, это стремление мазать все серой краской, почему они боятся, что даже за минимальную смелость обязательно прилетит наказание? Моя гипотеза — этот страх зародился в первой половине прошлого века через поколение добрался до нас. Среди мест, где этот страх появился на свет — Колыма» (3:10). Тема страха, передающегося через поколение, отражена в самом названии фильма. Такой подход выводит жанр фильма за рамки исторического и путевого очерка. Здесь авторы обращаются к традициям художественного осмысления трагических страниц нашей истории и демонстрируют готовность работать с историческим материалом, исследуя основания коллективной идентичности. Предлагаемая авторами формула «Колыма – родина нашего страха» задает вектор интерпретации исторических событий.
Особый интерес представляют методы адаптации данного историко-идеологического нарратива к интересам молодежи и приемы его оформления. Во-первых, актуализировать историю ГУЛАГа и Колымы помогают люди, близкие по возрасту к целевой аудитории и говорящие с ней на одном языке: Ростислав Кунцевич, историк и чемпион Магадана по брейк-дансу, и урбанист Артем Ковалев, представленный зрителям как «магаданский Илья Варламов». Во-вторых, для эффективной презентации настоящего и прошлого используются известные в медиапространстве фигуры: приглашается селебрити — Ефим Шифрин, рассказывается о Георгии Жжёнове и Сергее Королёве, который назван «Илоном Маском своего времени», в одном из эпизодов упоминается визит на Колыму Юэна Макгрегора, в другом – о посещении местного кафе английским актером Томом Харди. В-третьих, используются уже устоявшиеся в сетевой и цифровой культуре художественные решения: аэросъемка, видеоинфографика маршрута, титры, фиксирующие ключевые тезисы; присутствуют необычные, привлекающие внимание кадры и сцены с местным колоритом: «якутский салют», поедание мороженого при −55°, посещение полюса холода. В-четвертых, героями фильма становятся простые колымчане, и их истории, судьбы и проблемы оказываются важной частью повествования о сложном настоящем Колымы. В фильме активно обсуждаются злободневные вопросы, которые волнуют жителей многих российских регионов: цены, условия жизни, пустующие поселки, отсутствие перспектив у молодежи, ее желание уехать туда, где «на каждом углу тебя ждет масса интересных занятий» (1:40:35), «в Москву, в Питер, читать рэп, снимать видеоблоги» (1:42:20).
Основной формой, обеспечивающей целостную и эмоциональную передачу информации в фильме «Колыма — родина нашего страха», становятся личные истории жертв сталинских репрессий. В рамках анализа медийного оформления исторического нарратива обратим внимание на суггестивные эффекты таких рассказов. В современной медиакритике сторителлинг рассматривается как одна из технологий воздействия на аудиторию [Пономарев, 2016; Сарна, 2020, с. 228], предполагающую авторский отбор, структурирование фактов и их интеграцию в единый целостный образ мира. Сюжетная структура каждой отдельной истории создает внутреннее напряжение, а красочные детали убеждают в жизненном правдоподобии и вызывают сопереживание: «Молодая девушка, которая закончила школу, устроилась продавать мороженое»; «в парке, встретила одноклассников, обрадовалась встрече, угостила всех»; «не успела рассчитаться, составляют акт, растратчица, и она отправляется на Колыму» (1:20).
Создатели фильма и рассказчики стремятся к художественной выразительности, стараются не ограничиваться сухими биографическими фактами и рассказывают об опыте, чувствах и личных отношениях героев. Таймкоды к фильму позволяют легко найти такие истории: «53:20. Как познакомились родители Шифрина? История, в которую невозможно поверить», «58:22. Благодаря кому Сергей Королев выжил на Колыме?», «1:07:44. Дочь Сергея Королева о первой встрече с отцом после возвращения». Но основным конфликтом рассказанных в фильме историй является столкновение интересов личности и тоталитарной системы: «20:58. Отец украл доски – прошу ликвидировать его как врага народа», «21:57. Как сажали за пустяки. Великий актер Георгий Жженов получил 5 лет за разговор с иностранцем», «24:55. Главный человек советской космонавтики тоже был на Колыме. За что?», «48:20. Как не околеть в -50? И как можно было не околеть, когда в заключении?», «1:27:35. Про человека, который расстреливал лично (и много)».
Фильм затрагивает все основные актуальные вопросы, связанные с отношением к Сталину: «2:16 Почему сталинские репрессии касаются каждого из нас?»; «6:08. 20 миллионов через ГУЛАГ прошли, 2 миллиона там погибли»; «14:12 Помешательство на шпионаже и доносах»; «17:50. Зачем придумали ГУЛАГ?», «39:36. Сколько людей сидело за дело, а сколько были невиновными?»; «1:25:12. Что такое Большой террор?»; «1:44:11. Сталин – тиран или красавчик?», «1:59:59. Многие зеки и их родственники были уверены: Сталин не знал, что происходит в лагерях. И правда не знал?», «2:14:28. Чувствуете ли вы в себе этот страх до сих пор?». Таким образом, тема сталинских репрессий в фильме раскрывается доступно, интересно и достаточно полно.
Дискуссия о фильме Ю. Дудя «Колыма – родина нашего страха» как пример столкновения исторических нарративов
Фильм Юрия Дудя стал инфоповодом, спровоцировавшим дискуссии в сетевых сообществах. Фильм имеет более 25,5 миллионов просмотров, к нему опубликовано более 186 тысяч комментариев[2]. Популярность фильма оказалась обусловлена и рядом внешних факторов. Резкий рост протестных настроений, начавшихся в российском обществе с 2011–2012 годов, и одновременное развитие интернет-медиа способствовали появлению альтернативных источников информации. При этом наблюдалось снижение среднего возраста пользователей online-видеосервисов. В результате у определенной части молодежи «классические» СМИ перестали пользоваться авторитетом и начали восприниматься как институты государственной пропаганды [Волков, 2020].
В этом контексте фильм Юрия Дудя «Колыма – родина нашего страха» нашел отклик у молодежной аудитории. Комментарии к фильму свидетельствуют о том, что несмотря на большое количество отзывов с отсылками на фактологические ошибки, молодежная аудитория воспринимает фильм как надежный источник информации. Количественное распределение комментариев к ролику, представленное в работе Л.Б. Зубановой, свидетельствует о том, что основным посылом сообщений является благодарность журналисту за освещение исторического этапа/события [Зубанова, 2020]. Однако, анализируя активность в комментариях, следует учитывать, что авторы канала имеют возможность их модерации, а виртуальную активность на странице видеоролика охотнее проявляет лояльная аудитория. Поэтому для того, чтобы проанализировать реакцию широкой интернет-аудитории, необходимо последить реакцию на других площадках.
Пик динамики обсуждения фильма «Колыма – родина нашего страха» приходится на 24 апреля 2019 года – на следующий день после публикации ролика. Еще один пик наблюдается 29 апреля, когда пользователи с большим числом подписчиков (писатели, представители российской политической оппозиции, музыканты, например, рэпер Loqiemean, Альфред Кох) публикуют свои отзывы и попытки анализа материала (рис. 1).
Рис. 1. Динамика обсуждения фильма «Колыма – родина нашего страха».
Пик динамики обсуждения фильма «Колыма – родина нашего страха» приходится на 24 апреля 2019 года – на следующий день после публикации ролика. Еще один пик наблюдается 29 апреля, когда пользователи с большим числом подписчиков (писатели, представители российской политической оппозиции, музыканты) публикуют свои отклики. Также в этот день наблюдается рост активности пользователей, критикующих фильм. Последующие пики связаны в основном с публикацией аналитики на канале «Плохой сигнал» на YouTube.
Необходимо отметить, что важную роль в распространении сообщений о фильме играли аккаунты политических и общественных деятелей, которые использовали тему ролика для продвижения собственной информационной повестки. Лидеры общественного мнения в обсуждениях привлекали к дискуссии популярных пользователей с большим количеством подписчиков, что увеличивало информационный охват сообщений.
Приведем некоторые примеры сообщений лидеров общественного мнения в поддержку фильма.
Алексей Навальный, 24 апреля 2019 г.: «И в тему вечной дискуссии: должен ли журналист быть „нейтрален“ и просто сухо описывать события („диктофон на ножках“) или может/должен вести миссионерскую деятельность. Я всегда за второе и очень счастлив видеть прекраснейший пример действительно выдающейся журналистики.… Дудь на наших глазах сделал один из крупнейших просветительских проектов по теме и немножко изменил общественное сознание» [Навальный, 2019].
Алексей Кудрин, 26 апреля 2019.: «Дудь о Колыме: путешествие к источнику страха. Рекомендую» [Кудрин, 2019].
Примеры сообщений лидера общественного мнения, давшего нейтральную оценку фильма:
Познер Online, 26 апреля 2019.: «Уважаемая Наталья Медведева, да, фильм смотрел. Он вызвал во мне смешанные чувства. С одной стороны, раздражение: он снят небрежно, плохо продуман, нуждается в крепкой режиссерской руке. С другой, сам факт его появления – это замечательно» [Познер, 2019].
Фильм наглядно продемонстрировал и обострил существующие идеологические размежевания по отношению к советскому историческому прошлому. Вторжение влиятельного молодежного видеоблогера в публичное пространство сообществ памяти спровоцировало дискурсивную активность представителей левых, патриотических и консервативных движений. 28 апреля 2019 года на канале Дмитрия Пучкова по многочисленным просьбам подписчиков, проходит обсуждение, содержащее критику идейной и фактологической составляющей фильма и призыв к серьезному изучения темы в контексте становления государства и безопасности страны: «Мы считаем, что тема репрессий заслуживает серьезнейшего изучения со стороны профессионалов-историков, не пропагандистской деятельности, а именно научного исследования… Давайте посмотрим, что бывает после революции, что бывает после гражданской войны, как готовится страна к войне» [Puchkov, 2019].
С этого момента наблюдается рост активности пользователей, оставляющих негативные оценки. Среди лидеров общественного мнения, выступивших с критикой фильма, – З. Прилепин, К. Семин, Д. Пучков.
Захар Прилепин, 29 апреля 2019: «Смысл фильма банален до лёгкой тошноты. Автор говорит: дети, сейчас я вам расскажу, почему вы ничего не должны этой мерзкой стране, где в былые времена таких же, как вы, детей сажали за съеденное мороженое. И дети верят Дудю на слово. Дудь, и все, кто за ним стоят, безупречно играют на подростковой жажде справедливости и честности. Оказывается, фокус, который был произведён в 1987-1991 гг. — вполне можно ещё раз повторить». [Прилепин, 2019].
Споры о фильме довольно быстро вышли за рамки исторической дискуссии и приняли идеологический характер. 2 мая 2019 г. выходит ролик на канале Константина Семина, в котором критикуются не столько форма и содержание, сколько скрытые намерения, цели создателей, спонсоров и просьюмеров фильма: «Зачем снят этот фильм, почему его форсят Кудрины и прочие? Почему работает музей ГУЛАГа, почему снимаются антисоветские фильмы, почему ставятся памятники и открываются Ельцин-центры с филиалами на руинах предприятий? И почему все это не работает. Не в Сталине дело. Дело в том, что всей этой ложью, всем этим гнусным враньем нас — в том числе молодежь — пытаются отвлечь от реальности» [Семин, 2019].
8 мая 2019 г. на канале Дмитрия Пучкова выходит ролик с участием Егора Яковлева «Сталин, Дудь и Колыма», в котором изложенные в фильме факты рассматриваются с учетом исторического контекста: анализируются причины принятия закона о «трех колосках» и ужесточения репрессий, обсуждается количество репрессированных, описываются условия содержания и оплата труда заключённых. Егор Яковлев отмечает слабость научной стороны фильма Юрия Дудя и критикует предложенные идеологические трактовки: «Современные социальные страхи протягиваются не к Сталину, они протягиваются к последней общественной катастрофе, которая произошла в нашей стране в 90-е: страх перед разрухой, перед крушением государственности, перед неизвестностью, перед бандитизмом» [Puchkov, 2019].
Особое внимание оппоненты уделяют историям, рассказанным в фильме. Практически все сюжеты фильма «Колыма — родина нашего страха» были тщательно разобраны на YouTube-канале «Плохой сигнал». С 24 июня 2019 г. по 3 ноября 2020 г. там вышло 17 выпусков, в которых выявлены фактологические ошибки, умолчания, искажения и вымыслы [Плохой сигнал, 2019]. Автор канала Егор Иванов рассказывает о проведенных расследованиях, обращениях к архивам и документам, в ходе которых так и не было найдено убедительных документальных подтверждений истории мороженщицы, существования расстрельной тюрьмы «Серпантинка», но обнаружены документы, подтверждающие преступления названного в фильме репрессированным Зигмаса Баукусса» [Марков, 2021]. Егор Иванов рассматривает фильм Юрия Дудя как проект, реализующий антисоветскую историческую политику: «Фильм Юрия Дудя „Колыма — родина нашего страха“, нафаршированный байками, сказками и глупостями, займет почетное место в золотой коллекции антисоветского вранья с примечанием „что бывает, когда за дело берутся хипстеры“» ( Плохой сигнал «Антидудинг. Итоги», 0:25).
Некоторые цитаты, слова и фразы, связанные с фильмом, приобрели характеристики «мемов». Наиболее популярными стали:
— «Не позволяйте «дудеть» себе в уши!»
— «Антидудинг»
— «Вдудизм»
— «… – родина нашего страха»
Первый «мем» стал популярен, в основном, среди критиков фильма. Особенную популярность он приобрел во время популяризации роликов «Плохой сигнал» на YouTube. «Антидудинг» и «Вдудизм» косвенно связаны с этим призывом и используются в похожих сообщениях или в виде тега, по которому можно найти критику оригинального ролика.
Мем «родина нашего страха» стал популярным как среди критиков фильма, так и среди пользователей, которые его поддерживают. Первые, в основном, используют его в сатирической форме, ссылаясь на словесные конструкции, использующиеся в сообщениях активистов протестных движений: «Брат 2» – родина нашего страха [Щаранский, 2020], «Марш Немцова – родина нашего страха» [Щаранский, 2020].
Пользователи, поддержавшие фильм, в большинстве, используют «мем» всерьез, как, например, председатель общественно-политического движения «Гражданское общество» Михаил Светов: «…родина нашего страха — внутри, и победить его необходимо там же» [Светов, 2019]; или Григорий Явлинский: «Говорят, Колыма — родина нашего страха. Да нет, вовсе не Колыма. И не Магадан, не Мордовия, не Норильск и не Коми. И даже не все 427 лагерей ГУЛАГа. Родина нашего страха — Кремль» [Явлинский, 2019].
Кроме того, 27 мая 2019 года в Сети появилась публикация «Совхоз имени Ленина – родина страха российской политической системы», в которой автор выступил в защиту экс-кандидата в президенты России Павла Грудинина.
Рис. 2. Тональность обсуждения фильма «Колыма — родина нашего страха»
Оценка фильма аудиторией оказалась неоднозначной (рис. 2, 3). Критики обвиняли создателей фильма в искажении фактов и пренебрежении работой с документами, использовании антисоветских спекуляций и задавались вопросами с какими целями актуализируется тема сталинских репрессий: «Это достаточно жесткая и безнравственная манипуляция. В мире и сегодня происходит достаточно зла, которое не является предметом обсуждения» [Прилепин, 2020].
Рис. 3. Площадки обсуждения фильма «Колыма — родина нашего страха»
Пользователи, одобрившие фильм, положительно отозвались о качестве съемки и поднятых проблемах. По словам комментаторов, тема репрессий и преступлений сталинизма» должна быть преподнесена молодежи в доступной форме, чтобы исключить оправдание сталинского режима. В 2019 году Юрий Дудь стал обладателем премии мужского журнала о моде и стиле GQ «Человек года» в номинации «Лицо с экрана» за работу в качестве режиссера документальных фильмов, включая фильм о Колыме. Речь Юрия Дудя, призвавшего коллег не молчать о политических репрессиях, стала новым информационным поводом для распространения сообщений, в которых Юрия Дудя назвали «совестью нации», его речь – «обращением к поколению» [Пономарева, 2019].
- Заключение
Выход ролика Ю. Дудя «Колыма – родина нашего страха» стал важным событием для российского медиасегмента. Его популярность обусловлена рядом факторов, в том числе социологическими, общественно-политическими и техническими. Вопросы, поднятые в фильме, спровоцировали активное обсуждение как среди обычных пользователей Интернета, так и экспертного сообщества. Важную роль в распространении сообщений о фильме играют аккаунты политических и общественных деятелей, которые использовали тему ролика для продвижения собственной информационной повестки. Попыток применения специальных технологий распространения информации о фильме не выявлено. Лидеры общественного мнения в обсуждениях привлекали к дискуссии популярных пользователей с большим количеством подписчиков, что увеличивало информационный охват сообщений.
Дискуссия, разгоревшаяся после выхода фильма, продемонстрировала, что в настоящий момент все большую роль в формировании исторических представлений молодежи играют социальные медиа. Анализ дискуссии о фильме Ю. Дудя «Колыма – родина нашего страха» позволяет сделать несколько выводов.
Во-первых, необходимо отметить особенности видеоблогов и социальных медиа как площадки для исторических дискуссии: широкий охват аудитории; вовлечение в дискуссию лиц, не готовых работать с первоисточниками; стремительное распространение информации, публичность обсуждений. Все это приводит к тому, что в центре внимания оказывается не само событие, и даже не инфоповод, а дискуссия вокруг него. Дискуссия в онлайн-пространстве обретает собственную жизнь и логику, формирует ассоциативные ряды и задает контексты для осмысления нашего прошлого.
Во-вторых, популярность видеоблогов с историческим содержанием, помимо всего прочего поднимает целый ряд важных вопросов: как Интернет меняет культуру памяти? Кто сегодня отвечает за то, какие именно фрагменты «оцифрованного прошлого» будут храниться на просторах сети Интернет для будущих поколений? В данном контексте нельзя не согласиться с мнением А. Эрлл, которая отмечает, что «медиа не являются ни нейтральными, ни пассивными хранителями прошлого. Они создают посредничество между человеком и его опытом и в то же время являются основой для будущих воспоминаний общества о самом себе» [Сафронова, 2019, с. 171]. Социальные медиа не просто предлагают некий вариант интерпретации истории, они сохраняют эту версию, делают ее популярной, и, таким образом, влияют на представления о прошлом в сознании пользователей – в первую очередь, молодежи. Еще одно очевидное последствие дискуссий, подобных проанализированной нами, — углубление разрыва между разными общественно-политическими группами, поддерживающими тот или иной исторический нарратив. Отсутствие относительного единства мнений в оценке прошлого приводит и к расколу в вопросе о будущем нашей страны.
В-третьих, наибольшее влияние образы прошлого, формирующиеся и распространяемые в социальных медиа, оказывают на молодежную аудиторию.
Вопрос отношения к советскому периоду истории – гораздо глубже, чем просто дискуссия о Сталине и его репрессивной политике. Через обращение к событиям прошлого создатели видеоконтента и участники дискуссии выражают отношение к реалиям сегодняшнего дня и видению будущего.
Источники
- Puchkov D. Дудь про Колыму – разбор Гоблина и Жукова. 28.04.2019. – [Электронный ресурс]. / D. Puchkov. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=MTOhCcAyGBk
- Puchkov D. Сталин, Дудь и Колыма. 08.05.2019. – [Электронный ресурс]. / D. Puchkov. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=jNflkCpylQM
- Колыма – родина нашего страха / Kolyma – Birthplace of Our Fear. 23.04.2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=oo1WouI38rQ
- Кудрин Алексей. 26.04.2019, 2:44 AM. [Электронный ресурс]. / Аккаунт Алексея Кудрина в социальной сети Twitter. – Режим доступа: https://twitter.com/aleksei_kudrin/status/1121530536575557637
- Марков И. Как «незаконно осужденный» литовец оказался убийцей и мародером/ И. Марков [Электронный ресурс]. // Комсомольская правда. 08.01.2021. – Режим доступа: https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/27224.3/4349511/
- Навальный Алексей. 04.2019. [Электронный ресурс]. / Аккаунт Алексея Навального в социальной сети Facebook. – Режим доступа: https://www.facebook.com/navalny/posts/2436262119726190
- Плохой сигнал. 2019. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.youtube.com/watch?v=AFCZR7FNVbs&list=PLHfd11lpeE2jk7i8IRUDHPT03Dkjyqe7A
- Познер Online. Владимир Познер о фильме Юрия Дудя «Колыма – родина нашего страха» – Режим доступа: https://pozneronline.ru/2019/04/24967/
- Пономарева А. «Новый моральный камертон». Отклики на речь Юрия Дудя [Электронный ресурс] / А. Пономарева. // Радио Свобода. 11.09.2019. – Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/30158625.html
- Попов Н. Совхоз имени Ленина — родина страха российской политической системы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dailystorm.ru/vlast/sovhoz-imeni-lenina-rodina-straha-rossiyskoy-politicheskoy-sistemy
- Прилепин З.10.2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/wall-69956821_276838
- Прилепин З. Мороженый Дудь для детей. 29.04.2019. [Электронный ресурс]. / З. Прилепин. – Режим доступа: https://prilepin.livejournal.com/1397051.html
- Светов Михаил. 19.10.2019, 4:26 PM. [Электронный ресурс]. / Аккаунт в Twitter Михаила Светова. – Режим доступа: https://twitter.com/msvetov/status/1185517533169967110
- Сёмин К. Весь Дудь за 30 минут. 2.05.2019. [Электронный ресурс] / К. Семин. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=0v6uJOHGcDY
- Щаранский Л. «Брат 2» – родина нашего страха. 16.06.2020. – [Электронный ресурс] / Л. Щаранский. – Режим доступа: https://news-front.info/2020/06/16/brat-2-rodina-nashego-straha-lev-shharanskij/
- Щаранский Л. Марш Немцова – родина нашего страха 03.03.2020. – [Электронный ресурс] / Лев Щаранский | Official. – Режим доступа: https://vk.com/wall-113801785_1922784
- Явлинский Григорий. 05.05.2019, 12:01 PM. [Электронный ресурс]. / Аккаунт в Twitter Григория Явлинского. – Режим доступа: https://twitter.com/yavlinsky/status/1124931998160703488
Литература
- Аникин Д. А. Политика памяти в сетевом пространстве: интернет как медиатор памяти / Д. А. Аникин, А. Ю. Бубнов // Вопросы политологии. – 2020. – Т. 1. – № 53. – С. 19–28. DOI: 10.35775/PSI.2020.53.1.002
- Ассман А. Забвение истории – одержимость историей. – Москва: Новое литературное обозрение, 2019. – 552 с. ISBN 978-5-4448-1151-1.
- Белов С. И. Видеоблогеры как актор политики памяти: влияние кинообзоров на восприятие российского исторического кино / С.И. Белов // Информационные войны. – 2019. – № 1 (49). – С. 89–93.
- Бубнов А. Ю. Историческая политика и борьба интерпретаций коллективного прошлого в публичной сфере / А. Ю. Бубнов // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2017. – № 4. – С. 3–12.
- Волков Д. Гражданский активизм российской молодежи. 01.10.2020 [Электронный ресурс] / Д. Волков, С. Гончаров, М. Снеговая // Аналитический центр Юрия Левады. – Режим доступа: https://www.levada.ru/2020/10/01/grazhdanskij-aktivizm-rossijskoj-molodezhi/
- Володенков С. В. Особенности применения технологий переписывания истории в современном пространстве цифровых коммуникаций / С. В. Володенков // Электронный научно-образовательный журнал „История“. – 2020. – Т. 11. – № 9. – Режим доступа: https://history.jes.su/s207987840011429-0-1/ DOI:10.18254/S207987840011429-0
- Зверева Г. И. Рядовой пользователь социальных медиа как историк: способы создания исторического нарратива на YouTube / Г. И. Зверева // Преподаватель ХХI век. – 2019. – № 4–2. – С. 323–337. DOI: 10.31862/2073-9613-2019-4-323-337
- Зубанова Л.Б. Медиа-репрезентации памяти: доминирующие коды прочтения травматичных событий в интернет-пространстве // Научный журнал «Дискурс-Пи». 2020. № 4 (41). С. 26–39. doi: 10.24411/1817-9568-2020-10402
- Курбатов В. И. Сетевые сообщества Интернета как социальные конструкты / В. И. Курбатов [Электронный ресурс] // Гуманитарий Юга России. – 2012. – №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/setevye-soobschestva-interneta-kak-sotsialnye-konstrukty
- Пономарев Н. Ф. Коммуникационный менеджмент власти. Институциональные теории и дискурсивные практики / Н. Ф. Пономаерв. – Москва: Флинта, Наука, 2016. – 128 с. ISBN: 978-5-9765-2241-1
- Сарна А. Я. Технологии воздействия на аудиторию в современном медиапространстве / А. Я. Сарна // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2020. – № 2. – С. 218–235.
- Сафронова Ю. А. Историческая память: введение / Ю. А. Сафронова. – Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. – 220 с. ISBN: 978-5-94380-303-1
- Balbi G. Doing Media History in 2050 / G. Balbi // Westminster Papers in Communication and Culture. 2011. № 8 (2). P. 154 – 177. DOI:10.16997/wpcc.188
- Cohen D.J. Digital History: A Guide to Gardening, Preserving, and Presenting the Past on the Web / D.J. Cohen, R. Rosenzweig – Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2006. – 328 p. ISBN : 978-0812219234
- De Groot J. Consuming History. Historians and Heritage in Contemporary Popular Culture / J. De Groot. – New York : Routledge, 2009. – 292 p. ISBN : 978-1138905313
- Hasebrink U. Kinder und Jugendliche im Web 2.0 – Befunde, Chancen und Risiken / U. Hasebrink, C. Lampert [Electronic resource] // Aus Politik und Zeitgeschichte. – № 3. – Access mode: https://www.bpb.de/apuz/33541/kinder-und-jugendliche-im-web-2-0-befunde-chancen-und-risiken
- Hein D. Virtuelles Erinnern / D. Hein [Electronic resource] // Aus Politik und Zeitgeschichte. – 2010. – № 25–26. – Access mode: https://www.bpb.de/apuz/32669/virtuelles-erinnern
- Hoskins A. Media, Memory, Metaphor: Remembering and the Connective Turn / A. Hoskins // Parallax. – 2011. – № 17 (4). – P. 19–31. DOI:10.1080/13534645.2011.605573
- Hoskins A. New Memory: mediating history / A. Hoskins // Historical Journal of Film, Radio and Television. – 2001. – Vol. 21. – № 4. P. 333 – 346. DOI:10.1080/01439680120075473
- Internationale Konferenz «httpasts://digitalmemoryonthenet» [Electronic resource] // Bundeszentrale für politische Bildung. – Access mode: https://www.bpb.de/veranstaltungen/dokumentation/62832/httpasts-digitalmemoryonthenet
- Jacobsen B.N. Quantified Nostalgia: Social Media, Metrics, and Memory / B.N. Jacobsen, D. Beer [Electronic resource] // Social Media + Society. – 2021. – Access mode: https://www.researchgate.net/publication/349695167_Quantified_Nostalgia_Social_Media_Metrics_and_Memory DOI: 10.1177/20563051211008822
- Katz, E., & Lazarsfeld, P. F. (1955). Personal influence: the part played by people in the flow of mass communications.
- Korte B. History Goes Pop. Zur Repräsentation von Geschichte in populären Medien und Genres / B. Korte, S. Paletschek. – Bielefeld : Kordula Röckenhaus, 2009. – 60 S.
- On media memory: Collective memory in a new media age / ed. by A. Hoskins, J. Sutton. – London : Palgrave Macmillan, 2011. – 290 p. DOI:10.1057/9780230307070
- Schmidt J-H. Die Medienlogik der Informationsintermediäre und ihre Bedeutung für Meinungsbildung / J.-H. Schmidt [Electronic resource] // Aus Politik und Zeitgeschichte. – 2.05.2019. – Access mode: https://www.bpb.de/gesellschaft/digitales/digitale-desinformation/290575/die-medienlogik-der-informationsintermediaere-und-ihre-bedeutung-fuer-meinungsbildung
[1] Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 20-011-00683.
[2] По состоянию на 01.08.2021.
08.12.2022
*Включен в «Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента» Министерством юстиции РФ 15.04.2022