Систематизация функций цифровой визуализации в преподавании гуманитарных дисциплин

Аннотация. В статье представлены основные функции цифровой визуализации в преподавании гуманитарных дисциплин.  Проблема использования средств визуализации в преподавании рассматривается комплексно, на основе исследований природы визуального восприятия, мышления и коммуникаций. В контексте системы  «восприятие – понимание – интерпретация – диалог» выявляются следующие функции использования цифровой визуализации: накопление визуального опыта, систематизация информационного потока с помощью визуального мышления, эмоциональное вовлечение, концептуальное восприятие визуальных интерпретаций текста, получение опыта проектной и творческой деятельности. Рассматриваются механизмы визуального восприятия, определяющие выбор эстетических средств, форм, методов и технологий визуализации с учетом выявленных функций.

Ключевые слова: визуализация, медиаобразование, эдьютейнмент, гуманитарное образование, информационно-коммуникационные технологии, презентация, инфографика, мультимедиа, средства обучения.

Грушевская В.Ю. Систематизация функций цифровой визуализации в преподавании гуманитарных дисциплин //  Материалы международной научно-практической конференции «Информатизация образования:  теория и практика». Омск, 2017. С. 221-224.

elibrary.ru

Визуальный канал – один из основных перцептивных каналов восприятия. Визуальная культура и цифровые коммуникации доминируют в информационном пространстве современных учащихся: «Как бы мы к этому ни относились, сильнее всего влияют на растущих детей не «классические» искусства, а экран» [10, 12].

Понимая важность использования современных средств визуализации в учебном процессе, многие педагоги инициируют проектную деятельность учащихся и сами создают и демонстрируют цифровые наглядные пособия, инфографику, презентации,  видеоматериалы. Современным учителям важно не просто создать цифровой визуальный продукт, но и сделать его привлекательным и полезным.

В дизайне выбор эстетических средств, форм и методов во многом обусловлен функцией создаваемого продукта, следовательно, и к выбору средств визуализации для решения учебных задач следует подходить обоснованно, использовать цифровые ресурсы для реализации конкретных целей гуманитарного образования и воздержаться от использования средств визуализации, там, где они могут помешать.

Цель данной статьи — представление системы обоснованного использования средств визуализации. Для достижения цели мы решаем следующие задачи: обобщение опыта использования цифровой визуализации, накопленного преподавателями, выявление функций цифровой визуализации в преподавании дисциплин гуманитарного цикла.

Опираясь на диалектический метод научного познания, мы рассматриваем проблему использования средств визуализации в преподавании комплексно, основываясь на исследованиях природы визуального восприятия, мышления и коммуникаций.  Особое внимание уделено функциональному подходу к современным средствам цифровой визуализации.

Визуальное восприятие — это комплекс сенсорных и психических процессов построения образа окружающего мира. «Основная характеристика процесса визуального восприятия – это немедленное осознание формы, схватывание наиболее характерных ее черт и закономерностей благодаря накопленному опыту, наличию в памяти эталонов и познавательных карт. Время, требующееся на узнавание объекта, очень мало (около 1/100 секунды) и зависит от того, насколько этот образ знаком воспринимающему субъекту и что конкретно он ожидает увидеть» [5, 91].

Визуальное мышление определяется как «умственная деятельность, в основе которой лежит оперирование наглядными … пространственно-структурированными схемами» [11, 138]. Следовательно, визуальное мышление, позволяет представить и визуализировать результат рационального познания, вывести его из области абстракций в сферу чувственно-постигаемого.

Визуализация и наглядные образы (фотографии, иллюстрации, рисунки, карты и т.д.) являются продуктами визуального мышления и художественного творчества,  прошедшими процедуры отбора, а также выявления существенных черт и обобщения. В зависимости от жанровой специфики, содержания и цели коммуникации они могут обладать большей или меньшей условностью, представляя собой абстрактные, символические и объективные изображения. [7, 186]. Уильям Боумен отмечает, что содержание высказывания определяется не только тем, что показано, но и тем, что не показано [4, 48].

Накопление визуального опыта через восприятие

В преподавании гуманитарных дисциплин видеозаписи, фотографии и реалистичные рисунки используются для формирования фоновых знаний, погружения в атмосферу эпохи и культуры, наглядного представления и идентификации изучаемых объектов, а также для предоставления документальных свидетельств. Для достижения этих целей подходят объективные изображения, которые призваны передать свойства объекта с максимальной достоверностью, точностью и детализацией. При этом они не просто пассивно фиксируют действительность, но являются продуктом интеллектуальной деятельности и решают коммуникативные задачи. Так, создание исторической иллюстрации требует знания деталей быта, моды и технологий изображаемой эпохи, и для создания такого рисунка художнику нередко требуется консультация специалиста. Реализм в искусстве призван выявлять и воспроизводить типичные черты действительности. Даже при фото- и видеосъемке выбор ракурса, крупности, композиции зависит от цели съемки и субъективного выбора оператора.

Восприятие в «скопическом» режиме – режиме рассматривания  –  позволяет каждому зрителю получить субъективные впечатления и переживания, сформировать персональный визуальный опыт, который станет неотъемлемой частью личного культурного багажа. При этом само скопическое восприятие может быть достаточно пассивным. Устная или письменная речь, сопровождающая такой визуальный опыт, превращает рассеянное созерцание в активное видение, привлекает внимание к существенным деталям, помогает осмыслить увиденное и включить его в контекст истории, культуры и общественной жизни. Визуальные образы и речь дополняют друг друга.

Систематизация информационного потока с опорой на механизмы визуального мышления

Выявление внутренней структуры в потоке информации и визуальных впечатлений – это часть осмысления, постижения мира. Анализ процесса визуального восприятия показывает, как фигура отделяется от фона, идентифицируется и встраивается в систему накопленного индивидом визуального опыта. При этом «элементы мышления в восприятии и элементы восприятия в мышлении дополняют друг друга. Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной информации к самым обобщенным теоретическим идеям» [2, 107]. В статье «В защиту визуального мышления» Р. Арнхейм, анализируя процесс решения философских и логических задач, показывает, что интеллектуальная работа основана на синтезе абстрактного и визуального мышления [1].

Для успешного постижения учебного материала любой информационный поток нуждается в структурировании. Для этой цели создаются конспекты, основанные на визуальных сигналах, таких как построение списков и систем рубрикации, графическое выделение важной информации, создание схем, таблиц, блоков, интеллектуальных карт. Использование разных методов визуализации способствует «превращению учебного контента в удобные для запоминания и хранения в памяти схемы и конструкты» [9, 10]. В настоящее время активно развивается жанр инфографики, представляющий структурированную и поданную в графической форме информацию, «которая доступно и наглядно отражает смысл исходных данных» [6, 58].

Особенности визуального восприятия и мышления необходимо учитывать при проектировании любых наглядных средств обучения: презентаций, видеороликов, инфографики и т.д., соблюдая требования единства стиля оформления, наличия единой системы визуальных сигналов, соответствия формы содержанию, выравнивания и группировки элементов, правильного управления вниманием и т.д.

Демонстрация визуально структурированного учебного материала, представленного в виде схем и таблиц, карт, графиков, алгоритмов, линий времени, инфографики и ментальных карт способствует быстрому и глубокому пониманию и запоминанию учебного материала. Визуализация такого рода предполагает использование символических и абстрактных изображений. Символические изображения передают существенные характеристики объектов, например обобщенные изображения представителей различных эпох, социальных групп,  сфер общественной жизни, действий и т.д. Абстрактные изображения транслируют идеи через формы, не связанные прямыми ассоциациям с конкретными объектами реального мира. Визуально структурированный учебный материал незаменим при изучении исторических, социальных и культурных процессов, выявлении закономерностей, принципов работы систем, концепций и т.д.

Стимулирование интереса через эмоционально окрашенные визуальные образы

Способность визуальных образов воздействовать на эмоциональную сферу успешно применяется в кино и на телевидении, используют этот метод эмоционального вовлечения и преподаватели. М. Р. Чернышов описывает свой опыт включения иронических видеовставок в лекции по зарубежной литературе: «Для эмоциональной и интеллектуальной разрядки время от времени я вставляю в презентации маленькие фрагменты из известных фильмов, состоящие из одной-двух реплик, которые должны сочетаться с последней фразой лектора, производя комический эффект» [12, 209]. В современной педагогике особый интерес вызывает эдьютейнмент — совокупность методов и приемов, соединяющих обучение с развлечением. Это могут быть игровые и психологические приемы, сторителлинг и визуальные материалы, предназначенные для удержания внимания, установление эмоциональной связи, пробуждения интереса и облегчения понимания.

Концептуальное восприятие визуальных интерпретаций текста

Особого внимания заслуживает работа с визуальными художественными образами: картинами, авторскими иллюстрациями, постановками и экранизациями классических произведений, историческими художественными фильмами. Различная медийная природа произведений открывает целый ряд дидактических и смыслопорождающих возможностей. С одной стороны, адаптации, предложенные режиссерами, сценаристами и художниками, зачастую легче воспринимаются воспитанным на видеопродукции зрителем. С другой стороны,  перевод текста в другую медийную систему, адаптированную для восприятия в новом культурном контексте, оказывается  намного сложнее, чем художественный перевод на другой язык, и нередко удачные решения представляют собой довольно серьезную переработку, режиссерскую интерпретацию классики. Целый ряд научных публикаций (Дорофеевой М.Г. [8], Е.Р. Ядровской [13], Баженовой Л.М [3]) описывает опыт использования экранизаций и иллюстраций на уроках литературы. Особый интерес представляют методы анализа авторской трактовки классических произведений, направленные на  обогащение читательской интерпретации, расширение опыта истолкования художественных произведений, формирование основ критического анализа, личной позиции, способности к диалогу и концептуальному восприятию искусства.

Творческое и эстетическое развитие школьников через проектирование визуальных учебных материалов

Проектная деятельность по созданию презентаций, наглядных материалов, видеороликов, инфографики, цифрового сторителлинга и других форм визуализации активно используется педагогами для творческого и эстетического развития, формирования ИКТ-компетенций и медиаобразования учащихся. Творческая деятельность, основанная на современных информационно-коммуникационных технологиях, создает условия для самореализации личности, дает опыт активного присутствия и диалога в информационном пространстве.

Таким образом, мы рассмотрели основные функции цифровой визуализации в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в контексте системы  «восприятие – понимание – интерпретация – диалог» и выявили механизмы, благодаря которым эти функции определяют выбор эстетических средств, форм, методов и технологий визуализации. Так, накопление визуального опыта учащихся осуществляется через восприятие точных и реалистичных изображений. Глубокому пониманию учебного материала способствует использование визуализаций, отражающих смысл исходных данных, выявляющий структуру учебного материала. Нестандартные, персонифицированные, ироничные визуальные образы и сюжеты способны пробуждать интерес и делать процесс обучения более  эмоциональным и увлекательным. Грамотно построенная работа с художественными интерпретациями способствует формированию личной позиции и способности к концептуальному восприятию искусства. Создание цифровых визуальных материалов дает школьникам столь необходимый сегодня опыт проектной и творческой деятельности, способствует формированию медиакомпетентности, учит использовать ИКТ-инструментарий для решения коммуникативных задач.

Литература

  1. Арнхейм Р. В защиту визуального мышления // Арнхем Р. Новые очерки по психологии искусства. – М.: Прометей, 1994. –  С. 153-173.
  2. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В.Петухова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. –   С. 97-107.
  3. Баженова Л.М. Искусство экрана в художественно-творческом развитии детей. 1–4 классы: методическое пособие. Программы. Тематическое планирование. М., 2011.
  4. Боумен У. Графическое представление информации. М.: Мир, 1971. – 225 с.
  5. Головко С.Б. Дизайн деловых периодических изданий. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 423 с.
  6. Грушевская В. Ю. Принципы использования онлайн-редакторов инфографики // Педагогическое образование в России. – Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург – 2015 – №7. – С. 58 – 63.
  7. Грушевская В.Ю. Изучение семантических возможностей визуализации на теоретических и практических занятиях  // Педагогическое образование в России – Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург – 2013 –  № 6.  –  С. 183-187.
  8. Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2000.
  9. Макарова Е.А. Визуализация как способ структурирования знаний и формирования ментального пространства. // Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан URL: http://chgymnasiumbel.oprb.ru/data/partner/6/message/RR9f14_3049.pdf (дата обращения: 19.10.17).
  10. Мелик-Пашаев А.А. Визуализация словесного образа. Трудности и возможности // Литература на экране: взгляд психологов, писателей и кинематографистов. – М.: ПИ РАО, 2016. – С. 11-15.
  11. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. и доп. – Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. – 1064 с.
  12. Чернышов М. Р. Презентации на лекциях по зарубежной литературе: опыт автоанализа / М. Р. Чернышов // Павермановские чтения. Литература. Музыка. Театр: сборник научных трудов. Вып. 2 / под ред. О. Н. Турышевой. — Екатеринбург: Ажур, 2014. — С. 201-210.
  13. Ядровская Е.Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя-школьника в процессе литературного образования: дис. … д-р. пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2012. – 512 с.