Развитие визуальной компетенции в проектной деятельности студентов

Грушевская В. Ю. Развитие визуальной компетенции в проектной деятельности студентов //Информатика и образование. – 2024. – Т. 39. – №. 1. – С. 42-51.

В. Ю. Грушевская

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

v.iu.grushevskaia@urfu.ru

 

Аннотация

Современная визуальная культура требует от всех участников коммуникации сложившихся навыков визуальной компетенции. Они необходимы в том числе и для создания учебных, информационных, рекламных и других материалов. Однако такие навыки далеко не всегда формируются при обучении в вузе. И даже в программе подготовки будущих специалистов в сфере коммуникации визуальная компетенция редко становится целью обучения, из-за чего в проектах обучающихся возникают одни и те же ошибки.

Методика развития визуальной компетенции студентов, предложенная в статье, основана на анализе и разработке визуальной концепции коммуникационного проекта. Автором был обобщен собственный опыт работы с обучающимися по направлению подготовки 43.03.01 «Реклама и связи с общественностью» в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.

Проанализированы и систематизированы современные подходы к формированию компетенций, необходимых для работы с визуальными образами в цифровой среде: ИКТ-компетенции, медиаграмотность, визуальная грамотность, коммуникативная компетенция. Предложен комплекс практических заданий с методическими указаниями по постановке цели и задач проекта, анализу контекста коммуникации, сбору визуальных материалов и созданию визуального образа проекта. Методом систематизации проектных и дидактических задач выявлены компоненты визуальной компетенции.

Научная новизна исследования заключается в выявлении дидактического содержания всех стадий разработки визуальной концепции проекта и систематизации компонентов визуальной компетенции. Представленный комплекс заданий может применяться на практических занятиях по ИКТ и в проектной деятельности студентов. Выявленная система компонентов визуальной компетенции может быть использована при разработке методических рекомендаций. Статья адресована медиапедагогам, студентам, ведущим проектную деятельность, а также специалистам, реализующим коммуникационные проекты с использованием визуальных средств.

Ключевые слова: визуальная компетенция, визуальная грамотность, визуальный бриф, визуальная доска, мудборд, цифровые компетенции, цифровая грамотность.

Для цитирования:


Грушевская В.Ю. Развитие визуальной компетенции в проектной деятельности студентов. Информатика и образование. 2024;39(1):42-51. https://doi.org/10.32517/0234-0453-2024-39-1-42-51

 

DEVELOPING VISUAL COMPETENCE IN STUDENTS’ PROJECT ACTIVITY

Yu. Grushevskaya

Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

v.iu.grushevskaia@urfu.ru

Abstract

Modern visual culture requires established skills of visual competence from all participants in communication. These skills are necessary, among other things, for creating educational, informational, advertising, and other materials. However, such skills are not always formed during training at universities. Even in the training program for future communication specialists, visual competence is rarely the goal of the study, make the same mistakes occur often in the students’ projects.

The students’ visual competence developing methodology proposed in the article is based on the analysis and development of the visual concept of a communication project. The author generalized her own experience of working with students in the direction of training 43.03.01 “Advertising and Public Relations” in the Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin.

Modern approaches to the formation of competencies necessary for working with visual images in the digital environment are analyzed and systematized: ICT competencies, media literacy, visual literacy, and communicative competence. A set of practical tasks with methodological guidelines for setting the goal and objectives of the project, analyzing the context of communication, collecting visual materials, and creating a visual image of the project is proposed. By the method of systematization of project and didactic tasks, the components of visual competence are revealed.

The scientific novelty of the research consists of revealing the didactic content of all stages of developing the visual concept of the project and systematizing the components of visual competence. The presented set of tasks can be applied in practical ICT classes and students’ project activities. The revealed system of visual competence components can be used in the development of methodological recommendations. The article is addressed to media pedagogues, students conducting project activities, as well as specialists implementing communication projects using visual media.

Keywords: visual competence, visual literacy, visual brief, visual board, moodboard, digital competences, digital literacy.

For citation:


Grushevskaya V.Yu. Developing the visual competency in the students’ project activity. Informatics and education. 2024;39(1):42-51. (In Russ.) https://doi.org/10.32517/0234-0453-2024-39-1-42-51

 

 

1. Введение

 

В эпоху визуальной коммуникации требования к оформлению сообщений, которыми обмениваются ее участники, повышаются. Пользователи интуитивно оценивают привлекательность и удобство дизайна, эмоциональный фон и стилистику оформления информационных продуктов не только в традиционных источниках информации, но и в социальных медиа и учебных материалах.

По данным статистического анализа научных публикаций, с 2019 года наблюдается всплеск исследований, посвященных визуальной грамотности [1]. Актуальность данной темы обусловлена внедрением программ цифровой трансформации и востребованностью навыков визуального представления информации. Такие навыки сегодня необходимы не только профессиональным дизайнерам, но и целому ряду специалистов, чья деятельность связана с цифровыми коммуникациями: педагогам, менеджерам, специалистам в области маркетинга, рекламы, связей с общественностью, информационных технологий и т. д. Компетенции в области визуальной коммуникации требуются для презентации и публикации учебных, информационных, рекламных и других материалов. Однако такие компетенции далеко не всегда формируются в рамках подготовки специалистов-недизайнеров. Отчасти эта проблема решается по мере развития цифровой среды: например, широко распространено использование готовых шаблонов оформления презентаций, книг, сайтов и т. п. Появляются программные продукты и онлайн-сервисы, которые предлагают инструментарий и образцы для разработки цифровых проектов и предпроектной подготовки, а современные графические нейросети создают визуализации по описаниям.

Умение работать с такими программами и сервисами сегодня оказывается востребованным цифровым навыком, постепенно входящим в содержание программ высшего образования в России. Студенты создают презентации, сайты, оформляют учебные и рекламные материалы. Однако опыт показывает, что одного освоения информационно-коммуникационных технологий зачастую оказывается недостаточно. Без обучения, направленного на овладение базовыми средствами визуальной выразительности, в проектах обучающихся возникают одни и те же ошибки:

  • использование неподходящих или банальных решений;
  • декоративное украшательство макетов случайными элементами;
  • неудачный выбор шрифтов;
  • отсутствие баланса в выбранных цвете/контрасте/яркости и т. п.;
  • отсутствие стилистического единства и понятной композиционной структуры и т. д.

Визуальная компетенция, хотя и является неотъемлемым условием эффективной коммуникации в современной цифровой среде, редко становится отдельным компонентом учебного плана при изучении ИКТ в подготовке будущих специалистов в сфере коммуникации.

Цель данной работы — проанализировать методику развития визуальной компетенции, основанную на анализе и разработке концепции визуального образа, охарактеризовать ее дидактический потенциал и выявить ее компоненты в процессе проектной деятельности студентов. Для этого мы считаем необходимым описать современные методы создания дизайна проектов и цели их использования.

Систематизация российского и зарубежного опыта применения визуальных продуктов и выявление составляющих визуальной компетенции проводятся путем анализа профильной и научно-методической литературы. Для установления взаимосвязей между компонентами визуальной компетенции и этапами проектирования визуального образа используется системный подход. Материалом исследования послужил опыт работы со студентами Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), обучающимися по направлению подготовки 43.03.01 «Реклама и связи с общественностью» и реализующими различные ИКТ-проекты (сайты, презентации, рекламные материалы).

 

2. Анализ современных подходов к формированию визуальной компетенции

 

В педагогической практике существуют различные подходы к формированию навыков работы в визуальной среде. Традиционным для отечественных педагогических исследований является подход, направленный на развитие художественно-эстетической культуры личности. Художественно-эстетическая культура личности предполагает:

  • способность к видению прекрасного в искусстве и жизни;
  • сформированность эстетических знаний и вкуса;
  • развитие художественных способностей.

В содержательном аспекте исследователями выделяются различные уровни развития художественного восприятия и художественного видения (оценки предметов и явлений с точки зрения соответствия их художественному идеалу), художественного вкуса, эстетического отношения к миру, самовыражения личности, художественно-эстетических потребностей и продуктивной эстетической деятельности, предполагающей умения, способности и желание заниматься искусством [2].

Формирование художественно-эстетической культуры направлено на развитие личности через приобщение к миру искусства. Вместе с тем, в ХХ веке с развитием массовой экранной культуры и графического дизайна появились жанры, стили и системы визуальных образов, нуждающиеся в грамотной идентификации, декодировании и корректном использовании. При этом лавинообразно растущий поток визуальных сообщений (фильмы, реклама, телевидение, комиксы, видео- и компьютерные игры), замещающих в структуре медиапотребления печатные издания, сформировал среди родителей и педагогов запрос на обучение критическому восприятию и оценке визуального контента. Развиваемые зарубежными и российскими педагогами направления медиаграмотности и визуальной грамотности включают в себя развитие навыков критического мышления и критического анализа, а также понимания природы медийных процессов. Так, А. В. Федоров в статье «Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям» [3] выделяет основные показатели медиакомпетентности: мотивационный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный, оценочный, практико-операционный (деятельностный), креативный.

Современные исследователи выделяют ряд компетенций, необходимых для работы с визуальными образами:

  • медиаграмотность;
  • ИКТ-компетенции;
  • визуальная грамотность;
  • коммуникативная компетенция и др.

Хотя формирование визуальной компетенции часто происходит в ходе изучения ИКТ-дисциплин, в структуре информационно-коммуникационных компетенций она специально не выделяется. Э. П. Комарова и И. Г. Смирнова в статье «Модель формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза» [4] выделяют когнитивный, ценностно-мотивационный, оценочно-рефлексивный, коммуникативный и технологический компоненты ИКТ-компетенции. В предложенной авторами модели визуальную компетенцию можно рассматривать как часть коммуникативного компонента, который включает в себя «знание, понимание, применение языков и других видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных)». Н. А. Рыбакова в работе «Информационно-коммуникативная компетентность преподавателя: проблемы развития и реализации в условиях цифрового образования» [5][1] отмечает, что каждый элемент содержания ИКТ-компетентности требует глубокой методической проработки и конкретизации содержания. При методической конкретизации содержания обнаруживается востребованность визуальной грамотности как составляющей ИКТ-компетенции в различных сферах профессиональной деятельности. Например, специалистам в области рекламы и связей с общественностью требуются навыки, необходимые для проведения медийных кампаний и ведения информационно-коммуникационной деятельности.

Исследователи выделяют такие составляющие ИКТ-компетенции педагогов, как:

  • владение методиками создания собственных цифровых материалов и реализации сетевых коммуникационных проектов [6];
  • навыки разработки мультимедийных учебных пособий [7];
  • навыки создания средств наглядности, выполняющих иллюстративные и опорные функции в дистанционном обучении [8].

М. В. Переверзев, И. Р. Гафуров и В. Ф. Габдулхаков в статье «Полифункциональная компетентность как условие эффективной подготовки будущих магистров к деятельности в сфере гостиничного сервиса и туризма» [9] отмечают необходимость формирования знаний и способов ведения профессиональной деятельности в мультимедийной среде, развития воображения и интерфейсного дизайнерского вкуса у будущих менеджеров гостиничного и туристического бизнеса, называя важным условием успешной реализации современных цифровых коммуникационных проектов визуальную грамотность их создателей.

Визуальная грамотность как качество, которое нужно развивать наряду с навыками чтения и письма, активно изучается в зарубежных педагогических исследованиях. Она предполагает способность кодировать, декодировать и интерпретировать визуальные сообщения, а также мыслить визуально. Исследователи отмечают мультидисциплинарность концепции визуальной грамотности [10]. Данная концепция сформировалась под влиянием эстетики, искусствоведения, философии, лингвистики, гештальтпсихологиии, нейрофизиологии, исследований работы правого полушария, социологии, культурной антропологии, теории обучения дизайну и коммуникации, семиотики. Исследователи отмечают, что эклектичность концепции затрудняет закрепление определения термина «визуальная грамотность» в научной литературе [11].

Хотя в отечественной методической литературе подчеркивается важность формирования визуальной грамотности у студентов, а эмпирический анализ исследований свидетельствует о всплеске интереса к данной теме, тем не менее содержание самого понятия остается неопределенным. Существующие определения визуальной грамотности описывают этот феномен в общих чертах как «приобретенный навык, который подчеркивает способность видеть, читать, декодировать, интерпретировать и понимать визуал» [1], либо выделяют особую — визуальную культуроведческую грамотность, которая предполагает «способность и готовность осознанно воспринимать визуальные образы и визуальную информацию в различных медиасредствах, проводить критическую оценку, разумно использовать или творчески конструировать ее с целью межличностной коммуникации» [12]. Е. В. Тройникова в статье «Исследование визуальной компетенции в дидактике межкультурной коммуникации» [12] выделяет несколько уровней визуальной культуроведческой грамотности:

  • когнитивный уровень, связанный с овладением стратегиями работы с визуальным культуроведческим контекстом;
  • эмоционально-оценочный уровень, определяющий совокупность ценностных ориентаций, позволяющих личности критически оценивать визуальную культуроведческую информацию;
  • деятельностный уровень, предполагающий овладение способами интерпретации и творческого созидания данного вида информации.

В педагогических исследованиях также используется понятие «визуальной культуры», включающее в себя развитие насмотренности и художественного вкуса, общего уровня образования, эрудиции, а также понимание современных тенденций развития визуальной культуры [13].

Новые условия коммуникации делают особенно актуальным развитие деятельностного уровня визуальной грамотности. Однако проблемы, выявленные Т. Е. Миковой и В. А. Чупиной в ходе анализа результатов практической работы студентов и описанные в статье «Компетенция формообразования в подготовке бакалавров-дизайнеров: понятие, компоненты, уровни» [14], свидетельствуют о том, что деятельностный уровень должен включать в себя не только владение соответствующими компьютерными технологиями, но и базовую компетенцию по формообразованию визуального произведения, а значит:

  • освоение его составляющих (очертания, цвет, свет, фактура материала, определяющая поверхность, ритм, композиционная структура);
  • владение навыками его вербального описания, понимание смысла поиска аналогов для проектной работы.

В перенасыщенном информацией цифровом пространстве особую роль играет адресность и релевантность сообщений, их соответствие коммуникативному контексту. В таких условиях необходимо учиться вести проектную работу с учетом условий, целей, специфики аудитории и контекста коммуникации. Поэтому к перечню выделенных выше компонентов содержания необходимо добавить коммуникативную компетентность, которую С. В. Недбаева, Д. Н. Недбаев, В. В. Ткаченко в работе «Коммуникативная компетентность: содержание и структура» [15] определяют как способность «анализировать и давать адекватную оценку ситуации общения; выдвигать цель взаимодействия и конструировать систему оптимальных способов ее достижения».

 

3. Визуальная компетенция: свойства и способы ее развития

 

Обобщая опыт представленных выше исследований, мы определяем визуальную компетенцию как интегративное качество, отражающее знания, обеспечивающие критическое восприятие, анализ структуры, оценку и интерпретацию визуальной информации, и умение использовать методы проектирования, программные продукты и средства визуальной выразительности для проектирования визуальных продуктов с учетом коммуникативного контекста.

Визуальная компетенция может формироваться в процессе накопления практического опыта. Насмотренность, творческие поиски и опыт работы являются естественными способами развития визуальной компетенции в профессиональной среде. Все современные студенты имеют значительный опыт контактов с продуктами визуальной культуры, однако для осознанного использования средств визуальной выразительности необходимо сформировать представления о взаимосвязях формы и содержания.

В практике профессионального дизайна существуют методы объяснения сути проекта, облегчающие взаимопонимание между дизайнером и заказчиком на разных стадиях разработки идеи: на стадии описания — это составление брифа, на стадии исследования — анализ аналогичных решений, на стадии продумывания дизайна — создание визуальной доски. Мы исходим из того, что практические коммуникативные методы, позволяющие устанавливать связи между идеями, ожиданиями, концепциями, с одной стороны, и визуальной формой, с другой стороны, обладают значительным дидактическим потенциалом для развития визуальной компетенции. В исследовании коллектива авторов Университета Хельсинки [16] показано, как работа с разными типами визуальных досок способствовала расширению понимания концепций и консолидации идей участников проектирования.

Рассмотрим данные методы подробнее.

 

3.1. Стадия описания проекта

Чтобы уточнить цели, задачи и контекст коммуникации, определить требования к дизайну, на стадии описания проекта составляется бриф (англ. Brief — краткое изложение, сводка, резюме, инструкция). Л. В. Желондиевская описывает три фазы выработки концепции визуального образа в процессе составления брифа [17]:

  • вербальную фазу работы над брифом, заключающуюся в подборе образных характеристик и понятий;
  • фазу подбора графических форм, выражающих код системы визуальной коммуникации; в результате этого этапа работы создается спектр разнообразных изображений, так или иначе характеризующих позиции брифа;
  • фазу отбора и творческой переработки образцов: «соединять, перемешивать, усиливать, ослаблять найденные позиции для формирования новой изобразительной формы».

В профильных публикациях отмечается, что визуализация ключевых концепций брифа позволяет сократить время предпроектного исследования, избежать большого количества правок, повысить эффективность коммуникации с заказчиком и рабочей командой за счет визуальной презентации авторской дизайн-концепции [18, 19], установить отправную точку в начале разработки дизайна [20], наметить пути воплощения художественного замысла [21].

 

3.2. Стадия исследования дизайна проекта

На стадии исследования дизайна будущего проекта ключевую роль играет анализ аналогов и референсов (англ. Reference — справка, отсылка, пример; изображения или объекты, которые дизайнеры отбирают и изучают для разработки собственных идей). Т. Ю. Китаевская и И. Н. Перуновская в поисково-аналитический этап работы над проектом включают сбор, изучение и систематизацию информации по объекту проектирования, изучение аналогов дизайн-проектов по сходной тематике [22]. Работа по аналогам и референсам позволяет собрать нужную для проекта информацию. Поиски материалов расширяют визуальный опыт, а также могут стать внешним визуальным стимулом, источником вдохновения и ключевых идей проекта.

 

3.3. Стадия разработки визуального образа проекта

На стадии разработки визуального образа проекта на основе заданной дизайн-концепции из образцов собирается композиция, коллаж. В дизайнерских публикациях такой коллаж чаще всего называется мудборд (англ. Mood Board, «доска настроения»). В научных публикациях используются разные обозначения подобных композиций. М. В. Веселкина такую композицию называет «палитрой настроения» [19], а J. E. Munk, J. S. Sørensen, L. N. Laursen — «визуальной доской» (англ. Visual Board) [23]. Датские исследователи, учитывая особенности разных проектов, выделяют также три разновидности «визуальной доски»:

  • «доска настроения», которая фокусируется на создании настроения и истории и апеллирует к чувствам;
  • «доска стиля», которая конкретизирует настроение через набор визуальных параметров цвета, текстуры, формы и материала;
  • «концептуальная доска», отражающая бренд, идентичность или имидж.

В работах М. А. Сухоленцевой и М. Н. Марченко [18], Е. С. Агранович-Пономаревой и Н. И. Алдовой [24] мудборд — это визуальное представление концепции проекта, превью будущего дизайна, в основе которого лежит набор подобранных изображений (референсов), иллюстраций, паттернов, шрифтовых гарнитур и начертаний, специальной цветовой палитры, текстур отделочных материалов и пр.

 

* * *

Мы отобрали три метода, которые можно последовательно использовать при описании, исследовании дизайна и разработке визуального образа проекта: бриф, анализ аналогов и создание визуальной доски. Хотя использование этих методов описано в научной и методической литературе подробно, изучение эффективности их внедрения в педагогическую практику остается актуальным.

Существуют лишь отдельные работы, описывающие примеры внедрения подобных методов в подготовку будущих специалистов в сфере дизайна. А. Г. Алексеев указывает на эффект развития аналитического мышления у студентов, обучающихся на творческих специальностях: «Работа с мудбордом дает возможности для анализа, основанного на подборе тематических изображений. Также мудборд предполагает наличие ключевых слов, позволяющих минимальными средствами обозначить наиболее важные моменты, определяющие все дальнейшее направление будущей проектной деятельности по созданию целостного образа» [25].

Дискуссионным вопросом является оценка влияния сбора референсов на оригинальность проекта. С одной стороны, педагоги высказывают опасения, что внешние источники вдохновения могут подавлять новые идеи, ограничивая творческий потенциал дизайнера рамками модных тенденций [26]. С другой стороны, отмечается, что из-за своей абстрактной и открытой природы мудборд оставляет достаточный простор для интерпретации [27], изменения и расширения генерирующей идеи [16]. Предлагаются методы предотвращения использования готовых шаблонов и стимулирования собственных решений через сопоставление, анализ, структурирование и оценивание референсов [28]. Однако в подготовке широкого круга специалистов, работающих в области цифровых коммуникаций, важно обеспечить базовый уровень визуальной грамотности, предполагающий не только развитие насмотренности, но и грамотное использование визуальных средств, в том числе таких, как бриф, референс и мудборд.

 

4. Методические подходы к развитию визуальной компетенции в проектной деятельности студентов

 

Для раскрытия дидактического потенциала представленных выше методов рассмотрим, как работа над проектом может способствовать развитию визуальной компетенции. В процессе обучения специалистов, чья профессиональная деятельность связана с коммуникациями, работа с визуальным брифом и визуальной доской помогает соотнести содержательные и формальные характеристики коммуникационного проекта, изучить возможности средств визуальной выразительности, погрузиться в контекст современной визуальной культуры.

 

4.1. Методы создания визуального образа проекта

Студенты, обучающиеся в УрФУ по направлению подготовки 43.03.01 «Реклама и связи с общественностью», в рамках изучения дисциплины «Профессионально-ориентированные прикладные программы» выполняют серию лабораторных работ, в ходе которых вырабатывают концепцию проекта и ведут поиски визуального образа.

Лабораторная работа № 1 «Концепция дизайна и визуальный бриф». На первом этапе проектирования необходимо проанализировать и описать коммуникативную ситуацию, сформулировать концепцию и подобрать соответствующие визуальные ассоциации. Для выполнения задания необходимо:

  • сформулировать название проекта, выразить его суть в одном предложении;
  • подобрать существительные, описывающие его ценности и философию (например, «надежность» и «прочность»);
  • составить ассоциативный ряд, отражающий ключевые образы и метафоры проекта;
  • описать эмоции, которые должны возникать у аудитории в процессе коммуникации (например, «уважение» и «защищенность»);
  • составить перечень прилагательных, описывающих свойства проекта;
  • подобрать изображения, визуальные образы, соответствующие выбранным прилагательным;
  • обсудить подобранные изображения, отражающие концепцию и суть сообщения, сделать выводы о содержательных и стилистических особенностях проекта.

Лабораторная работа № 2 «Анализ аналогов». Для этой лабораторной работы использован кейс-метод: для выполнения задания требуется подобрать примеры удачного дизайна, описать воспринимаемые достоинства аналогичных решений, указать сильные и слабые стороны дизайна, решающего аналогичные задачи. Например, если проектирование ведется в рамках визуальных коммуникаций бренда, целесообразно исследовать решения конкурентов; если же проект ведется на основе авторского эстетического высказывания, то следует искать формы визуального выражения заданного на первом этапе концептуального содержания. Предварительное исследование практик дизайна помогает установить связи между формулировками различных составляющих концепции проекта и предстоящим выбором визуальных средств.

Лабораторная работа № 3 «Сбор референсов». Выполняя задание «Сбор референсов», студенты подбирают материалы, соответствующие сформулированной концепции. Поиск референсов можно вести в фотобанках, на сайтах музеев, дизайнерских сообществ, в сервисе Pinterest[1]. Обучающиеся погружаются в контекст современной визуальной культуры, с помощью наблюдения осваивают взаимосвязи между концепциями и формальными характеристиками дизайна, развивают эстетический вкус, тренируют насмотренность. Поиск и анализ референсов по вербально заданным параметрам вдохновляет, позволяет учащимся исследовать выразительность абстрактных, символических или объективных изображений, стилистические и структурирующие возможности типографики, ассоциативный потенциал цветовых решений, графических стилей, пиктографический язык, способы композиционного выявления связей и структуры сообщений. Просмотр и анализ дизайнерских работ учит студентов воспринимать визуальную информацию в различных коммуникационных контекстах, оценивать ее с точки зрения доходчивости, эмоциональной и стилистической выразительности, решения стратегических задач коммуникационного проекта.

Лабораторная работа № 4 «Создание визуальной доски». Это задание можно выполнять в графических редакторах или в специализированных онлайн-сервисах (например, Milanote[2]). В работе над развитием визуальной компетенции можно использовать эту стадию для закрепления навыков построения композиции. В процессе создания визуальной доски студенты могут осваивать композиционные средства, меняя размеры или расположение объектов. Например, выбрать доминанту — изображение, которое лучше всего отражает индивидуальность проекта, или разместить в соответствии с выбранной структурой дополняющие элементы: типографику, паттерны, графику, цветовые схемы. На рисунках 1 и 2 представлены примеры работ, выполненных с помощью представленной методики в рамках итогового проекта «Мой город» по дисциплине «Профессионально-ориентированные прикладные программы»[3].

[1] Pinterest — социальный интернет-сервис, фотохостинг. https://ru.pinterest.com/

[2] Milanote — сервис для организации и хранения идей и проектов в виде визуальных досок. См.: https://milanote.com/

[3] Подробнее о проекте «Мой город (2023)» см.: http://pr-best.tilda.ws/gorod

 

Рис. 1. Мудборд «Stenograffia». Автор Валерия Канунникова
Fig. 1. Moodboard “Stenograffia”. Author Valeria Kanunnikova

 

Рис. 2. Мудборд «Сургутское зимнее утро». Автор Полина СвободаFig. 2. Moodboard “Surgut winter morning”. Author Polina Svoboda
Рис. 2. Мудборд «Сургутское зимнее утро». Автор Полина Свобода
Fig. 2. Moodboard “Surgut winter morning”. Author Polina Svoboda

Цикл представленных лабораторных заданий направлен на развитие ряда навыков визуальной компетенции, необходимых для работы в визуальной среде. Дидактическое содержание всех стадий разработки визуальной концепции коммуникационного проекта «Мой город» представлено в таблице.

Таблица / Table

Дидактическое содержание разработки визуальной концепции коммуникационного проекта

Didactic content of designing a visual concept for a communication project

Задание Проектная задача Дидактическое содержание
Стадия описания
Описание проекта, выработка концепции дизайна и формулирование визуального брифа Формулировка ключевых идей, целей и задач проектирования Выявление взаимосвязи между концепциями, коммуникационными стратегиями и формальными характеристиками дизайна
Стадия исследования
Анализ аналогов Изучение контекста проектируемой визуальной коммуникации.

Определение требований к дизайну проекта

Ознакомление с особенностями современной визуальной культуры. Критическая оценка воспринимаемых достоинств и недостатков дизайна аналогов
Сбор референсов

 

Подбор информации и материалов для вдохновения, решения творческих задач, создания и развития визуального выражения ключевых идей проекта — (подбор фотографий, иллюстраций, паттернов, шрифтового материала, текстур, цветовых сочетаний) Тренировка насмотренности, развитие способности подбирать визуальные решения под конкретную задачу. Критический анализ визуальных материалов в процессе отбора референсов. Изучение визуальной выразительности в коммуникационном контексте
Стадия разработки визуального образа
Создание визуальной доски Конструирование собственной визуальной системы посредством создания художественной композиции на основе отобранных элементов Проявление творческого начала в художественной деятельности. Способность конструировать систему визуальных коммуникаций в рамках поставленных задач. Практическое освоение взаимосвязи концепции и художественного образа. Освоение методов создания визуального продукта

 

4.2. Компоненты визуальной компетенции, развивающиеся в процессе разработки визуальной концепции проекта

Работа над визуальным брифом, анализом аналогов, референсов и визуальной доской развивает различные компоненты визуальной компетенции:

  • мотивационный компонент: пробуждается интерес к художественному творчеству через поиск материалов, изучение работ профессионалов и самостоятельное решение творческих задач;
  • коммуникативный компонент: развивается через проектирование коммуникативной ситуации, выявление взаимосвязей между концепцией, средствами выразительности, условиями и задачами коммуникации;
  • контактный компонент: в процессе активного поиска аналогов и референсов развивается насмотренность обучающихся;
  • когнитивный компонент: в процессе отбора и анализа аналогов и референсов по сформулированным критериям на практике осваиваются принципы формообразования, взаимосвязи художественного образа и содержания;
  • информационный компонент: работа с референсами погружает в коммуникативный контекст, особенно если формулировка концепции и коммуникативных задач позволяет конкретизировать поиск;
  • интерпретационно-оценочный компонент: в процессе отбора аналогов нарабатывается опыт критического анализа визуальной продукции;
  • технологический компонент: развивается в процессе поиска референсов на различных веб-ресурсах и работы с графическими программными продуктами;
  • проектный компонент: в процессе конкретизации замысла, поиска визуальных средств его воплощения и создания визуального продукта последовательно вырабатываются навыки реализации проекта;
  • креативный компонент: разработка брифа и создание визуальной доски развивают способность мыслить творчески, вести поиск оптимального решения в рамках поставленных задач.

Таким образом, умения устанавливать взаимосвязи между условиями коммуникации, концепцией проекта и средствами визуальной выразительности (цветом, типографическим решением, паттернами, иллюстративным материалом) становятся основой визуальной компетенции для специалистов в области коммуникаций.

 

5. Заключение

 

Визуальная компетенция является неотъемлемым условием эффективной коммуникации в современной цифровой среде и может отрабатываться как отдельный компонент в подготовке информационно-коммуникационной компетенции будущих специалистов в области коммуникаций. Визуальная компетенция становится основой достижения обучающимися визуальной грамотности, которая формируется через анализ взаимосвязей ключевых сообщений, их стилевых решений и визуальных образов. Это позволяет прорабатывать семантические возможности визуального языка и формировать базовую визуальную компетенцию специалистов, работающих в цифровой среде.

В настоящей работе выявлены составляющие визуальной компетенции, формирующейся у студентов в процессе выполнения последовательной серии работ по созданию визуальной концепции проекта.

Перспективным направлением исследований этой темы является построение комплексной модели визуальной компетенции, дополненной компонентами визуализации и визуального анализа [29], а также показателями дизайн-мышления, ориентированного на потребности человека [30].

 

Список источников / References

  1. Чабан М. А. Теоретическое обоснование термина «визуальная грамотность» в условиях цифровизации общества. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022;22(2):218–222. EDN: TRWIAM. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-2-218-222.

[Chaban M. A. Theoretical substantiation of the term “visual literacy” in the context of the digitalization of society. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2022;22(2):218–222. (In Russian.) EDN: TRWIAM. DOI: 10.18500/1819-7671-2022-22-2-218-222.]

  1. Бутенко Н.В. Художественно-эстетическая культура как базовый механизм развития личности. Педагогическое образование в России. 2014;(7):138–143. EDN: SXYCQV.

[Butenko N. V. Art and aesthetic culture as basic mechanism of development of personality. Pedagogical Education in Russia. 2014;(7):138–143. (In Russian.) EDN: SXYCQV.]

  1. Федоров А.В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям. Инновации в образовании. 2007;(10):75–108. EDN: IBVYPZ.

[Fedorov A. V. Media competence of personality: From terminology to indicators. Innovations in Education. 2007;(10):75–108. (In Russian.) EDN: IBVYPZ.]

  1. Комарова Э. П., Смирнова И. Г. Модель формирования информационно-коммуникативной компетенции студентов в образовательном процессе вуза. Перспективы науки. 2010;(5(7)):46–50. EDN: ORLYXZ.

[Komarova E. P., Smirnova I. G. Model of students’ information and communicative competence forming in the process of higher education. Science Prospects. 2010;(5(7)):46–50. (In Russian.) EDN: ORLYXZ.]

  1. Рыбакова Н. А. Информационно-коммуникативная компетентность преподавателя: проблемы развития и реализации в условиях цифрового образования. Alma mater (Вестник высшей школы). 2021;(3):77–81. EDN: IZZTGT. DOI: 10.20339/AM.03-21.077.

[Rybakova N. A. Information and communication competence of a teacher: Problems of development and implementation in the context of digital education. Alma Mater. Vestnik Vysshey Shkoly. 2021;(3):77–81. (In Russian.) EDN: IZZTGT. DOI: 10.20339/AM.03-21.077.]

  1. Маскалевич Ю.А. Информационно-коммуникативная компетентность педагога. Университет — территория опережающего развития. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию ГрГУ им. Янки Купалы. Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы; 2020:212–214. EDN: SBLLGE.

[Maskalevich Yu. A. Information and communicative competence of the teacher. University — a Territory of Advanced Development. Collection of Scientific Articles of the Int. Scientific and Practical Conf., Dedicated to the 80th Anniversary of Yanka Kupala State University of Grodno. Grodno, Yanka Kupala State University of Grodno; 2020:212–214. (In Russian.) EDN: SBLLGE.]

  1. Smagulova G. Zh., Sarzhanova G. B., Tleuzhanova G. K., Stanciu N. The development of future foreign language teachers’ digital competences in creating multimedia tutorials. Education and Science Journal. 2021;23(6):216–245. EDN: TCZTEU. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-216-24.
  2. Штейнберг ВЭ., Асадуллин РМ., Фатхулова ДР., Тагариева ИР. Применение визуальных дидактических регулятивов в дистанционном обучении. Образование и наука. 2022;24(7):45–75. EDN: APPVZQ. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-45-75.

[Steinberg V. E., Asadullin R. M., Fatkhulova D. R., Tagariyeva I. R. Application of visual didactic regulators in distance learning. Education and Science Journal. 2022;24(7):45–75. (In Russian.) EDN: APPVZQ. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-7-45-75.]

  1. Переверзев М.В., Гафуров И.Р., Габдулхаков В. Ф. Полифункциональная компетентность как условие эффективной подготовки будущих магистров к деятельности в сфере гостиничного сервиса и туризма. Образование и саморазвитие. 2019;14(4):91–100. EDN: NVUEQJ. DOI: 10.26907/esd14.4.09.

[Pereverzev M. V., Gafurov I. R., Gabdulkhakov V. F. Using technology to prepare graduates for careers in hospitality and tourism. Education and Self Development. 2019;14(4):91–100. (In Russian.) EDN: NVUEQJ. DOI: 10.26907/esd14.4.09.]

  1. Brumberger E. Past, present, future: Mapping the research in visual literacy. Journal of Visual Literacy. 2019;38(3):165–180. DOI: 10.1080/1051144X.2019.1575043.
  2. Avgerinou M. D., Pettersson R. Visual literacy theory: Moving forward. Handbook of Visual Communication: Theory, Methods, and Media. London, UK, Routledge/Taylor & Francis Group; 2020:433–464. DOI: 10.4324/9780429491115-40.
  3. Тройникова Е.В. Исследование визуальной компетенции в дидактике межкультурной коммуникации. Многоязычие в образовательном пространстве. 2016;(8):16–23. EDN: ZENEUD.

[Troinikova E. V. The study of visual competence in didactics of intercultural communication. Russian Journal of Multilingualism and Education. 2016;(8):16–23. (In Russian.) EDN: ZENEUD.]

  1. Нехвядович Л.И., Кирюшина Ю.В., Шелюгина О. А. Развитие визуальной культуры как условие формирования профессиональной компетентности студентов творческих направлений подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2017;(6(67)):305–307. EDN: YKWLCI.

[Nekhvyadovich L. I., Kiryushina Yu. V., Shelyugina O. A. Development of visual culture as a condition for the formation of professional competence of students of creative areas of training. Mir Nauki, Kul’tury, Obrazovaniya. 2017;(6(67)):305–307. (In Russian.) EDN: YKWLCI.]

  1. Микова ТЕ., Чупина ВА. Компетенция формообразования в подготовке бакалавров-дизайнеров: понятие, компоненты, уровни. Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020;12(3):21–28. EDN: CHSCWU. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-3-21-28.

[Mikova T. E., Chupina V. A. Morphogenesis competence in bachelor of design training: Concept, components, levels. Contemoirary Higher Education: Innovative Aspects. 2020;12(3):21–28. (In Russian.) EDN: CHSCWU. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-3-21-28.]

  1. Недбаева С.В., Недбаев Д.Н., Ткаченко В. В. Коммуникативная компетентность: содержание и структура. Здоровье и образование в XXI веке. 2017;19(12):353–357. EDN: ZXXPRB.

[Nedbaeva S. V., Nedbaev D. N., Tkachenko V. V. Communicative competence: Content and structure. Health and Education Millennium. 2017;19(12):353–357. (In Russian.) EDN: ZXXPRB.]

  1. Omwami A., Lahti H., Seitamaa-Hakkarainen P. Reflections on shared mood boards: Examining craft-education students’ conceptual design. LEARNxDESIGN 2021: Engaging with Challenges in Design Education. Research Papers of the 6th Int. Conf. for Design Education Researcher. Jinan, China, Shandong University of Art & Design; 2021:395–404. DOI: 10.21606/drs_lxd2021.06.118.
  2. Желондиевская Л.В. Методика выработки концепции визуального образа. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ. 2009;(1–2):153–162. EDN: KCKIHH.

[Zhelondievskaya L. V. Methodology for developing a visual image concept. Decorative Art and Environment. Gerald of the MGHPU. 2009;(1–2):153–162. (In Russian.) EDN: KCKIHH.]

  1. Сухоленцева М.А., Марченко М.Н. Значимость мудборда на раннем этапе дизайн-проектирования интерьера жилого пространства. Дизайн и архитектура: синтез теории и практики. Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции. Краснодар: Кубанский государственный университет; 2022;6:335–339. EDN: IZYYPR.

[Sukholentseva M. A., Marchenko M. N. Significance of moodboard in the early stage of design-projecting of the interior of living space. Design and Architecture: Synthesis of Theory and Practice. Collection of Scientific Papers of the VI Int. Scientific and Practical Conf. Krasnodar, Kuban State University; 2022;6:335–339. (In Russian.) EDN: IZYYPR.]

  1. Веселкина М.В. Мудборд как актуальный элемент концептуального проектирования в дизайне интерьера. Синтез искусств в проектировании среды. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: Омский государственный технический университет; 2020:96–103. EDN: YODNRT.

[Vesyolkina M. V. Moodboard as a topical element of conceptual design in interior design. Synthesis of Arts in Environmental Design. Proc. of the All-Russian Scientific and Practical Conf. Omsk, Omsk State Technical University; 2020:96–103. (In Russian.) EDN: YODNRT.]

  1. Lucero A. Framing, aligning, paradoxing, abstracting, and directing: How design mood boards work. DIS ’12: Proc. of the Designing Interactive Systems Conf. New York, United States, Association for Computing Machinery; 2012:438–447. DOI: 10.1145/2317956.2318021.
  2. Ермолаева Е.М. Актуальные проблемы преподавания художественного проектирования трикотажа для бакалавров. Месмахеровские чтения — 2020. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию воссоздания Ленинградского художественно-промышленного училища. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица; 2020:374–380. EDN: BLEBLL.

[Ermolaeva E. M. Actual issues of teaching artistic design of knitwear to bachelors. Mesmakherovskie Chteniya — 2020. Proc. of the Int. Scientific and Practical Conf. Devoted to the 75th Anniversary of the Re-establishment of the Leningrad Art-Industrial School. Saint Petersburg, Saint Petersburg State Academy of Art and Design named after A. L. Stieglitz; 2020:374–380. (In Russian.) EDN: BLEBLL.]

  1. Китаевская Т.Ю., Перуновская И.Н. Методы обучения студентов вуза дизайн-проектированию. Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019;24(182):98–106. EDN: OPWNFM. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-182-98-106.

[Kitaevskaya T. Yu., Perunovskaya I. N. Methods of project design teaching to university students. Tambov University Review: Series Humanities. 2019;24(182):98–106. (In Russian.) EDN: OPWNFM. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-182-98-106.]

  1. Munk J. E., Sørensen J. S., Laursen L. N. Visual boards: Mood board, style board or concept board? DS 104: Proc. of the 22nd Int. Conf. on Engineering and Product Design Education. Design Society; 2020:1–6. DOI: 10.35199/EPDE.2020.47.
  2. Агранович-Пономарева Е.С., Аладова Н. И. Интерьер и предметный дизайн жилых зданий. Ростов-на-Дону: Феникс; 2005. 352 с.

[Agranovich-Ponomareva E. S., Aladova N. I. Interior and object design of residential buildings. Rostov-on-Don, Phoenix; 2005. 352 p. (In Russian.)]

  1. Алексеев А.Г. Влияние предпроектного мудборд-анализа на формирование аналитического мышления будущего специалиста в области дизайн-проектирования. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019;(46):231–237. EDN: ZHBALR. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-predproektnogo-mudbord-analiza-na-formirovanie-analiticheskogo-myshleniya-buduschego-spetsialista-v-oblasti-dizayn/viewer

[Alekseev A. G. The effect of pre-design mood board analysis on the formation of analytical thinking of a future specialist in the field of design. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Art. 2019;(46):231–237. (In Russian.) EDN: ZHBALR. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-predproektnogo-mudbord-analiza-na-formirovanie-analiticheskogo-myshleniya-buduschego-spetsialista-v-oblasti-dizayn/viewer]

  1. Манцевич А.Ю. Метод аналогии в графическом дизайне. Педагогический приоритет 2022. Сборник статей Международного профессионально-исследовательского конкурса. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.); 2022:103–109. EDN: HRGBYB.

[Mantsevich A. Yu. The method of analogy in graphic design. Pedagogical Priority 2022. Collection of Articles of the Int. Professional and Research Competition. Petrozavodsk, International Center for Scientific Partnership “New Science” (IP Ivanovskaya I. I.); 2022:103–109. (In Russian.) EDN: HRGBYB.]

  1. Endrissat N., Islam G., Noppeney C. Visual organizing: Balancing coordination and creative freedom via mood boards. Journal of Business Research. 2016;69(7):2353–2362. DOI: 10.1016/j.jbusres.2015.10.004.
  2. Рыжиков В.О., Харитонова Д.М. Достоинства и недостатки использования референсов в современных программах обучения дизайну. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ. 2021;(3–2):119–124. EDN: QKCOXW. DOI: 10.37485/1997-4663-2021-3-2-119-124.

[Ryzhikov V. O., Kharitonova D. M. Advantages and disadvantages of using references in modern design teaching programs. Decorative Art and Environment. Gerald of the RGHPU. 2021;(3–2):119–124. (In Russian.) EDN: QKCOXW. DOI: 10.37485/1997-4663-2021-3-2-119-124.]

  1. Шамсутдинова Т.М. Развитие навыков визуализации и визуальной аналитики в курсе информатики. Информатика и образование. 2023;38(3):16–23. EDN: FOBBVX. DOI: 10.32517/0234-0453-2023-38-3-16-23.

[Shamsutdinova T. M. Developing visualization and visual analytics skills in informatics course. Informatics and Education. 2023;38(3):16–23. (In Russian.) EDN: FOBBVX. DOI: 10.32517/0234-0453-2023-38-3-16-23.]

  1. Стрельникова ВЭ. Дизайн-мышление как современный метод проектирования. Бизнес и дизайн Ревю. 2019;(4(16)):13. EDN: AKZQFU.

[Strelnikova V. E. Design thinking as a modern design method. Business and Design Review. 2019;(4(16)):13. (In Russian.) EDN: AKZQFU.]

 

Информация об авторе

Грушевская Вероника Юлдашевна, канд. филол. наук, доцент, доцент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга, Школа государственного управления и предпринимательства, Институт экономики и управления, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6985-6638; email: v.iu.grushevskaia@urfu.ru

 

Information about the author

Veronica Yu. Grushevskaya, Candidate of Sciences (Philology), Docent, Associate Professor at the Department of Integrated Marketing Communication and Branding, School of Public Administration and Entrepreneurship, Graduate School of Economics and Management, Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6985-6638; e-mail: v.iu.grushevskaia@urfu.ru

 

Поступила в редакцию / Received: 12.10.23.
Поступила после рецензирования / Revised: 11.12.23.
Принята к печати / Accepted: 12.12.23.

 

Принципы использования онлайн-редакторов инфографики

Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся