Создание учебного фильма. Разработка сценария
Разработка сценария — это основа проекта. Создание фильма требует тщательного планирования. Даже если это учебный фильм, в основе которого лежит готовый лекционный материал, необходимо разработать сценарий. Сценарий представляет собой «техническое задание», на основе которого делается фильм. В кинематографе принято различать литературный сценарий и режиссерский сценарий. Эти документы выполняют разные функции.
Литературный сценарий и сюжет
Литературный сценарий содержит полное описание сюжета, продуманную последовательность разработанных сцен и эпизодов.
Сюжет, так или иначе, является основой всех видов искусства, имеющих временную протяженность. Классическая сюжетная схема включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог.
Основой сюжета является конфликт – некая проблема или противоречие, вокруг которого выстраивается действие. Методики проблемного обучения строятся по схожей схеме: постановка учебно-проблемной задачи, создание проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы.
Если рассмотреть детально, как разворачивается во времени любой сюжет, можно обнаружить, что авторы никогда не воссоздают непрерывный поток жизни. Какие-то сцены описаны последовательно, с сохранением единства времени и места, что-то пропущено. Постоянно меняется темп повествования: что-то изображается детально, а что-то бегло. Последовательность и темп изложения – это основа, которая закладывается на этапе создания литературного сценария.
Создаем обучающий видеоролик. Проектирование — основа успеха
Режиссерский сценарий
Режиссёрский сценарий отражает не только развитие сюжета, но и все детали художественного решения, с учетом всех составляющих киноязыка: изображения, движения, речи, музыки и т.д.
Чаще всего режиссерский сценарий разрабатывается в виде таблицы, которая содержит следующие столбцы:
- Порядковый номер кадра. Кадр – видеофрагмент «от ножниц до ножниц»
- Обозначение съемочных объектов. В данной графе указывают название объекта, время и место действия. Нередко эта графа дополняется раскадровкой – схематичным рисунком, передающим композицию кадра.
- Разбивка на планы (кадры). В этой графе указывается крупность плана и описание движения камеры (панорамы, наезды, отъезды).
- Хронометраж кадра. Здесь же указывается характер звукозаписи: синхронный звук (записан одновременно со съемкой изображения), фонограмма, кадры с последующим озвучиванием.
- Содержание кадра. В этой полностью приводятся все реплики, звучащие в кадре и за кадром.
- Звуковое сопровождение: музыка, шумы, звуковые эффекты.
- Примечания. Разъяснение технических приемов, реквизит и т.п.
В некоторых фильмах могут добавиться и другие колонки, например, содержащие фотохронику, дикторский текст, анимацию, титры.
Режиссерский сценарий конкретизирует сюжетную основу, прорабатывая содержание каждой структурной единицы фильма: кадров, сцен и эпизодов.
Кадр – основная структурная единица видеофильма, непрерывный фрагмент, начинающийся и заканчивающийся стыком с другим куском.
Сцена – часть видеофильма, ограниченная временем и местом действия.
Эпизод – часть видеофильма, состоящая из одной или нескольких сцен, которые объединены общей темой и отражают определенный этап развития сюжета.
Создаем первый видеоролик. Композиция кадра в видео
Если внимательно рассмотреть структуру режиссерского сценарии, то мы увидим, что перед нами проект будущего фильма с учетом всех аудиовизуальных компонентов и их взаимного расположения.
Следует сказать, что не каждый учебный фильм требует разработки режиссерского сценария. Несложные фильмы, выполняемые в строгих жанровых рамках, в нем не нуждаются. Но знание практики студий полнометражных фильмов будет полезно для планирования работы.