Формы развития медиакритики как компетенции в условиях цифровой трансформации

Грушевская В.Ю. Формы развития медиакритики как компетенции в условиях цифровой трансформации // MEDIAобразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы : сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Челябинск, 22-24 ноября 2022 г. Челябинский государственный университет, 2022. – С. 51-55.


В. Ю. Грушевская

Уральский федеральный университет

Екатеринбург (Россия)

ФОРМЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАКРИТИКИ КАК КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

В статье рассматриваются основные подходы к развитию навыков критического осмысления цифровых медиа у студентов. Представлен опыт автора по организации учебно-практических занятий, способствующих развитию информационной медиакомпетентности студентов и формированию навыков медиакритики.
Ключевые слова: медиакритика, медиаграмотность, медиакультура, информационная медиакомпетентность, информационная культура, информационно-психологическая безопасность личности.

В настоящее время на всех уровнях обсуждаются проблемы влияния цифровых коммуникаций на человека и общество. Эти актуальные вопросы невозможно игнорировать в процессе изучения информационно-коммуникационных технологий и формирования медиакомпетентности в вузе.

Однако проблема заключается в том, что медиакомпетентность в высшем образовании, в первую очередь, рассматривается как широкий спектр практико-операционных показателей, связанных с освоением технических и программных средств, умениями использовать, проектировать и распространять собственные проекты.  При этом упускаются социокультурные аспекты: особенности медийных процессов и явлений, характер их влияния на человека и общество.

Цель исследования: выявление роли навыков критического осмысления медиа в системе медиакомпетентности и представление опыта организации учебно-практических занятий, направленных на развитие навыков медиакритики цифровых процессов и явлений.

Материал и методология исследования: анализ научных и научно-методических работ, а также систематизация опыта организации учебно-практической работы студентов.

Проблемы, связанные с влиянием медиа на развитие личности и общества, поднимались педагогическим сообществом разных стран. По мнению целого ряда педагогов, целью медиаобразования является умение анализировать медиапродукцию с различных точек зрения и критически осмыслять ее. Основоположник теории британского медиаобразования Л. Мастерман, акцентируя внимание на том, что «медиа не отражают реальность, а репрезентуют, то есть представляют ее» [4], определял главную цель медиаобразования как «денатурализацию медиа».

Немецкий исследователь Д. Бааке выделяет медиакритицизм, имеющий аналитический, рефлексивный, этический подуровни, как один из уровней медиакомпетентности, наряду с медианаукой, использованием медиа и медиапроектированием [1].

В классификации показателей медиакомпетентности личности, предложенной А.В. Федоровым, высокий уровень информационного показателя предполагает «ясное понимание процесса массовой коммуникации и медийных воздействий в контексте реального мира» [6]. Автор выделяет общую цель медиакритики и медиаобразования: «научить анализировать медиатексты любых видов и типов, …понимать механизмы их создания и функционирования в социуме» [7]. Отечественными медиапедагогами Тяжловым Я.И., Ольховой Т. А., Мясниковой Т. И. медиакритика рассматривается как аксиологический феномен, ориентированный на совершенствование готовности личности к оценочной аргументации [5].

Таб.1.Классификация показателей медиакомпетентности личности по А.В.Федорову
Таб.1.Классификация показателей медиакомпетентности личности по А.В.Федорову

Таким образом, мы видим, что умение критически осмыслять и анализировать медиа, а также понимать характер медийных воздействий в контексте реального мира выделяется педагогами в качестве отдельного показателя медиакомпетентности.

В современном мире медиакритика как компетенция должна формироваться с учетом специфики цифровой реальности. Однако интернет-пространство трансформируется так быстро, что даже «цифровым аборигенам» не всегда хватает знаний, позволяющих ответственно и осознанно реагировать на его изменения.  В этой ситуации педагог может помочь студентом овладеть понятийным аппаратом и теоретическими концепциями, описывающими цифровые медийные процессы. Кроме того, актуальной проблемой стали такие технологии влияния, как фейки и дезинформация, накрутки, кликбейт, провокации. Многие учащиеся сталкиваются с негативными последствиями контакта с такого рода явлениями. Возникает необходимость помочь студентам осмыслить подобный опыт и использовать сложившуюся ситуацию в качестве импульса для изучения принципов функционирования цифровой среды.

В данной работе представлены формы организации учебно-практических занятий, соединяющие практико-операционные показатели медиаграмотности с изучением медийных процессов и формированием навыков медиакритики. Предложенные методы были апробированы на семинарских и практических занятиях в рамках дисциплин «Основы интернет-технологий» и «Основы интернет-коммуникаций», входящих в программы подготовки бакалавров «Реклама и связи с общественностью» и «Публичная политика и социальные науки».

СЕМИНАРЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

Во-первых, диалогические формы проведения занятий, такие как семинары и обсуждения, позволили группе систематизировать и обсудить актуальные научные исследования целого ряда аспектов цифровой коммуникации: форм социальной самоорганизации и сотрудничества в Интернете, степени влияния инфлюэнсеров, проблем представления личности в социальных сетях, особенностей цифрового поведения и технологии его отслеживания, эффектов групповой коммуникации и проблем ведения дискуссии, принципов фильтрации и распространения информации, особенностей формирования индивидуальной информационной картины мира пользователя, теорий медиавоздействия [2] в контексте функционирования современной цифровой среды [3].

Темы семинаров по проблемам интернет-коммуникаций

Во-вторых, практические задания по дискурсивному анализу медиатекста, анализу интернет-дискуссий и тематической повестки интернет-каналов способствовали формированию навыков определения специфики коммуникационного проекта, ценностей и ментальных моделей, объединяющих участников коммуникации, видов риторических стратегий, анализа эмоционального плана дискурса, реакции интернет-сообществ. Такие формы работы направлены непосредственно на развитие навыков медиакритики.

Пример задания по дискурсивному анализу медиатекста

ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТА
Развитие медиакритики как компетенции. ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТА

 

Пример задания по анализу интернет-дискуссий и тематической повестки интернет-каналов

Развитие медиакритики как компетенции. Анализ интернет-дискуссии
Развитие медиакритики как компетенции. Анализ интернет-дискуссии

 

В-третьих, формы творческой работы (эссе, художественно-графические плакаты) позволили сочетать прикладное медиапроектирование с опытом реализации аксиологического и рефлективного подхода к медиаявлениям, выражения личной позиции по актуальным проблемам трансформации цифровой среды. Такие формы работы направлены на развитие субъектной позиции и социальной ответственности будущих участников публичных коммуникаций.

Примеры творческих заданий. Реализация аксиологического
и рефлективного подхода

Выводы. Представленные формы организации учебно-практических занятий: семинары, обсуждения, эссе и творческие проекты, могут быть использованы для развития медиакритики как компетентности студентов, обучающихся по широкому спектру направлений подготовки.

Список литературы

  1. Baacke, D. MedienKompetenz als Netzwerk / Baacke  // Medien practisch. –  № 2, –  1996, –  p. 4-10. – Текст : непосредственный.
  2. Брайант, Д. Основы воздействия СМИ / Д. Брайант, С. Томпсон — Москва: Издательский дом «Вильямс», 2004. — 432 с. – Текст : непосредственный.
  3. Грушевская, В. Ю. Использование теорий воздействия СМИ в изучении восприятия видеоблогов / В. Ю. Грушевская – Текст : непосредственный. // Коммуникации в условиях цифровой трансформации : Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29–30 ноября 2021 года / Под редакцией А. Д. Кривоносова. – Санкт-Петербург: Автономная некоммерческая организация поддержки социальных и культурных инициатив «София», 2021. – С. 104-109. – EDN MOYCPY.
  4. Мастерман, Л. Обучение языку средств массовой информации / Л. Мастерман // Специалист. – 1993. – № 4. – С. 22–23. – Текст : непосредственный.
  5. Тяжлов, Я. И. Медиаобразование, медиапросвещение, медиакритика, кинокритика как факторы формирования медиакомпетентности / Я. И. Тяжлов – Текст : непосредственный.// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 18(215). – С. 234-237. – EDN UMLWDV.
  6. Федоров, А. В. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям / А. В. Федоров – Текст : непосредственный // Инновации в образовании. 2007. – № 10. – С. 75-108. – EDN IBVYPZ.
  7. Федоров, А. В. Синтез медиакритики и медиаобразования в процессе обучения школьников и студентов в современной России / А. В. Федоров – Текст : непосредственный // Инновации в образовании. – 2015. – № 3. – С. 70-88. – EDN TIPANT.

V.Y. Grushevskaya,

Ural Federal University

Ekaterinburg (Russia)

 

FORMS OF MEDIA CRITICISM COMPETENCE DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION

 The article discusses the main approaches to the development of critical thinking skills in digital media. The author presents the author’s experience in organising practical classes to help develop students’ information media competence and media criticism skills.
Key words: Media criticism, media literacy, media culture, information media competence, information culture, personal information and psychological security.

Грушевская Вероника Юлдашевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга, Уральский федеральный университет, v.iu.grushevskaia@urfu.ru