композиция кадра
Видео

Создаем первый видеоролик. Композиция кадра в видео

От чего зависит композиция кадра? Как выделить главный объект съемки? Чем композиция в видео отличается от композиции в фотографии и изобразительном искусстве?

Что такое композиция кадра?

Слово «композиция» происходит от латинского composition, что значит «сопоставление, сочинение, соединение, связь». Во всех видах искусства это слово означает сочетание отдельных компонентов в единое целое. Ключевое слово здесь – «единое». Разваливающаяся композиция как раз и приводит к нарушению целостности, «лоскутности» всей вещи.

Композиция — это соединение объектов, попавших  в кадр, «организация видимых элементов внутри кадра». Здесь будут работать законы построения изображения, которые веками существовали в изобразительном искусстве, которые применяются в фотографии и дизайне.

От чего зависит композиция кадра?

Композиция кадра определяется выбором ключевых объектов, т.е. содержанием кадра. Выбирая композицию кадра мы сознательно или бессознательно ищем ответы на множество вопросов:

  • какой именно объект должен привлекать и удерживать внимание зрителя,
  • какое положение эти ключевые объекты будут занимать в границах кадра,
  • как они будут отделяться от фона,
  • каким образом внимание зрителя будет направлено именно к ним.

Даже видеолюбитель-новичок сможет выделить главный объект съемки, разместив его на переднем плане. А как еще можно это сделать? Может, объект будет ярко освещен? Или он будет выделен цветом? Или нужно поменять ракурс, чтобы найти менее отвлекающий фон? Или можно направить взгляд зрителя,  используя линии перспективы или движение камеры?

На восприятие влияют самые разные факторы: пропорциональные отношения, местоположение ключевых объектов, объединение их в группы, перспектива и ракурс,  соотношение фигуры и фона, света и тени, форм, линий и цвета.

Оператор указывает зрителю, куда смотреть

Композиция кадра определяется углом обзора объектива, а также зависит от  того, с какого расстояния и ракурса снимается видео. Оператор определяет высоту расположения объектива и расстояние до объекта съемки.

Если мы хотим, чтобы внимание зрителя сконцентрировалось на действии, а не на технике съемок, нужно стремиться к тому, чтобы содержание кадра, заданное в сценарии, распознавалось просто и однозначно, не требуя дополнительных комментариев.

Создание учебного фильма. Разработка сценария

Композиция в видеофильме и движение в кадре

Видео имеет свою специфику. В  отличие от живописи и фотографии статичных кадров в видео практически не существует, экранный кадр всегда в движении. Поэтому видеокадр должен легко читаться, иметь явный композиционный центр, ведь лишние детали будут мешать восприятию действия.

Существует несколько приемов композиционного построения кадра с учетом движения, снятого:

  • с одной точки;
  • с движением внутри кадра;
  • с движением внутри кадра и снятого с движением камеры;
  • композиционное построение глубинной мизансцены, а также глубинной мизансцены с первоплановой композицией.

Создание учебного фильма. Этап проектирования

Фото: Jakob Owens