Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся

Аннотация. Предметом исследования является опыт разработки цифрового сторителлинга в рамках проектной деятельности учащихся. В статье рассматривается контекст употребления понятия «сторителлинг», особенности и причины эффективности сторителлинга как метода  передачи информации и транслирования ценностей с помощью коротких повествовательных текстов, коммуникативной тактики, имеющей определенный ценностно окрашенный конечный результат. Рассматриваются виды сторителлинга (устный, письменный, цифровой), особое внимание уделяется цифровому сторителлингу, как методу электронной коммуникации, основанному на организации мультимедийного контента вокруг одной истории.  Анализируются причины актуальности этого метода организации мультимедийного контента на современном этапе развития информационно-коммуникационных технологий, предъявляющем высокие требования к эргономике информационных продуктов. Применение сторителлинга в образовании анализируется в двух аспектах: как метода популяризации знаний, используемого в рамках педагогической технологии эдьютейнмент, и как метода проектной деятельности учащихся, формирующего широкий спектр учебных умений в области медиакоммуникаций. В статье представлены формы цифрового сторителлинга: видеоролики, в том числе рисованные и анимированные, презентации, комиксы, раскадровки, электронные публикации. В работе приведен спектр программных продуктов и форматов, позволяющих  организовать мультимедийный контент, перечислены инструменты, облегчающие подбор материалов для проекта, разработку сцен и публикацию  цифрового сторителлинга. Представлена методика организации проектной деятельности учащихся на основе цифрового сторителлинга, включающая этапы разработки концепции, сбора и анализа информации, создания истории, раскадровки, монтажа, презентации проекта, и его публикации. Выявлен спектр компетенций, которые формируются в процессе проектной деятельности учащихся на основе цифрового сторителлинга.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровой сторителлинг, цифровое повествование, цифровой рассказ, информационные и коммуникационные технологии, медиакоммуникация, проектная деятельность, медиакомпетенция, эдьютейнмент.

ВВЕДЕНИЕ

Сторителлинг — это слово все чаще встречается в обзорах тенденций медаиндустрии и руководствах по эффективным презентациям, маркетингу и рекламе. Слово сравнительно недавно вошло в речевую практику как заимствование английского «storytelling» и означает искусство увлекательного рассказа.

Сторителлинг широко используется в самых разных областях: от управления персоналом до рекламы и цифровой журналистики,  его актуальность обусловлена возросшими требованиями к эргономичности информационных продуктов. Метод сторителлинга обладает высоким дидактическим потенциалом и может быть использован для решения целого ряда педагогических задач: передачи информации, повышения мотивации учащихся и развития коммуникативных и ИКТ-компетенций в ходе проектной деятельности.

Цифровая разновидность сторителлинга привлекла внимание педагогов как комбинированное обучающее средство, объединяющее в себе визуальную, образную, музыкальную и словесную составляющие [5, 61]. Поскольку цифровой сторителлинг является актуальным форматом цифровой коммуникации, существует множество технических решений и подходов для создания продуктов такого рода. Цифровой сторителлинг может быть реализован в формате видеоролика, презентации или HTML-страниц с мультимедийным контентом. Перед педагогами, решившими использовать метод сторителлинга в проектной деятельности учащихся, встает проблема выбора технологической основы и метода проектирования. Для решения данной проблемы необходимо проанализировать технологии и методы создания цифрового сторителлинга для учебных проектов, разработать методику организации проектной деятельности учащихся на основе цифрового сторителлинга и выявить спектр компетенций, которые формируются в процессе проектирования.

Сторителлинг в современном речевом и социокультурном контексте

В современной речевой практике сторителлинг и повествование обозначают один и тот же тип речи, но используются в разных контекстах. Повествование – это тип речи, в котором сообщается о развивающихся событиях и действиях. Эта речевая форма хорошо изучена и описана. В лингвистике и литературоведении подробно рассматриваются основные типы повествования, выделяются композиционные признаки повествовательного текста, формы организации повествования и т.д. В педагогической практике повествовательная форма активно применяется для развития речи младших школьников и развития иноязычной речи.  Таким образом, термином «повествование» описывают продукт речевой деятельности, имеющий определенные формальные характеристики, композиционные элементы.

Сторителлинг как метод коммуникаций и управления персоналом был предложен Дэвидом Армстронгом, главой «Armstrong International» – британской компании по подбору менеджеров высшего звена [11], [12]. В практических руководствах и научных статьях сторителлинг рассматривается, как «способ передачи информации и знаний, а также побуждение к желаемым действиям с помощью поучительных историй» [6, 3], «метод управления путем трансляции ценностей», инструмент воздействия, выполняющий пропагандистские, объединяющие, коммуникативные, мотивирующие и утилитарные функции [12].

Сторителлинг рассматривается как коммуникационная технология, решающая определенные задачи. Так, в сетевом маркетинговом словаре дается следующее определение: «Сторителлинг – маркетинговый приём, использующий медиа-потенциал с целью передачи информации и транслирования смыслов посредством рассказывания историй. Цель сторителлинга – обеспечение эффективной мотивации к требуемому от субъекта действию… Миссия сторителлинга – захватить внимание с первой секунды и держать его на протяжении всей истории, вызывая у читателя или зрителя симпатию к главному герою истории, и таким образом донести до него основную мысль» [8].

Современная психология позволяет понять природу воздействия простых историй. Психологи, изучающие человеческое сознание (Дж. Брунер, Т. Сарбин), выдвинули теорию, согласно которой существует два типа мышления: нарративное и логико-научное. Каждый тип мышления имеет собственные способы проверки информации. Как утверждает Дж. Брунер: «И хорошая история, и хорошо сформулированные логические выражения являются естественными типами рассуждения, оба могут быть использованы для убеждения. Однако то, в чем они убеждают, имеет фундаментальные различия: логические аргументы убеждают в истинности, а истории — в их жизненном правдоподобии» [1, 11]. Нарративное мышление помогает людям осмыслить себя и прожитую жизнь. Мы бессознательно создаем «повествование о своей жизни», интерпретацию реальности, задача которой — создание собственного образа. Т.е. человек структурирует свой жизненный опыт, оценивает себя, других людей и совершенные поступки, представляя все в виде историй, выделяя в потоке жизни особые моменты, обладающие для него смыслом. Нарративы «позволяют осмысливать поступки, интегрировать события жизни в единое целое» [3, 4].

Практика сторителлинга строится на понимании эффективности коротких эмоциональных историй в рекламе, СМИ, социальных медиа и в образовании, их целенаправленном использовании. Таким образом, сторителлинг – это метод передачи информации и транслирования ценностей с помощью коротких повествовательных текстов, жанр дискурса, коммуникативная тактика, имеющая определенный ценностно окрашенный конечный результат.

Виды сторителлинга

Следует разграничить устный, письменный и цифровой сторителлинг, поскольку у каждого будет своя сфера применения и своя специфика.

Устный сторителлинг неотделим от публичных выступлений, важной его частью является взгляд, эмоции, жесты, личность говорящего. Он используется как  в презентациях, так и в межличностном общении.

Письменный сторителлинг сегодня является объектом пристального изучения, эта технология влияния и завоевания внимания аудитории востребована копирайтерами, блогерами, маркетологами и журналистами.

Мультимедийный или цифровой сторителлинг используется в сайтостроении и цифровой журналистике, в социальных сетях, а также при создании презентаций и видеороликов. Цифровой сторителлинг может быть реализован в разных форматах: в виде видеоролика, презентации или цифровой публикации с мультимедийным контентом (пример: публикация «The Jockey» в «The New York Times» [17]).

Актуальность цифрового сторителлинга обусловлена общей тенденцией развития электронных медиа — совершенствованием эргономики восприятия всех способов подачи информации, в том числе и текста. Разработчики программного обеспечения для создания мультимедийного контента, заинтересованные в повышении качества создаваемых на их платформах продуктах, популяризируют и продвигают концепцию сторителлинга. В блоге Prezi (сервиса для создания презентаций) публикуются советы по созданию визуального сторителлинга [18]. Goanimate (сервис для создания анимированного видео и видеоинфографики) рекомендует использовать сторителлинг в маркетинге и образовании, чтобы выделиться среди конкурентов и создавать привлекающий аудиторию контент [15]. Sparkol (ресурс, предлагающий инструменты для создания видеороликов) описывает техники сторителлинга – наиболее распространенные сюжетные приемы, позволяющие рассказывать истории интересно [1].

В литературе, изучающей изменения в медиапространстве, происходящие под влиянием информационно-коммуникационных технологий,  исследуется еще одно новое явление – «трансмедийное повествование» или «трансмедийный сторителлинг». «В мировой практике transmedia storytelling органично продолжает традиции различных типов СМИ, рекламы, PR, кинематографа, интернет-коммуникаций и позволяет создать интерактивную медиасреду, которая не только позволяет привлечь и удержать внимание потребителя в необъятном контент-потоке, но и сделать его эмоциональным и деятельным соучастником развития и расширения этой новой параллельной реальности» [7]. М.А. Пильгун определяет трансмедийный сторителлинг как «конвергированный текст, объединяющий вербальные, визуальные и аудиальные компоненты, созданный на одной или нескольких медийных платформах. Данное синкретичное единство обладает связностью и цельностью, имеет определенную целенаправленность и прагматическую установку» [7]. Трансмедийный сторителлинг используется в искусстве, политике, рекламе, накапливается опыт использования трансмедийного сторителлинга в учебных целях [16].

Использование сторителлинга в образовании

Сторителлинг как метод популяризации знаний. В сфере образования, как и в маркетинге, идея использовать методики и технологии, позволяющие в рамках социального заказа создать контент, приносящий удовольствие от использования, всегда остается актуальной. Так, опытный лектор умеет привлечь внимание аудитории, рассказав уместную историю, иллюстрирующую излагаемый материал. Дидактический потенциал сторителлинга используется в научно-популярных книгах и фильмах, авторы которых, чтобы удерживать внимание зрителей, рассказывают истории, создают персонажей, стараются поддерживать сюжетное напряжение все новыми проблемами и загадками.

Информация, поданная с помощью историй, лучше воспринимается. Сравните два способа подачи информации:

Арифмо́метр — настольная механическая вычислительная машина с ручным приводом для выполнения сложения, вычитания, умножения и деления. Одним из первых арифмометров стал созданный в XVII веке арифмометр Лейбница. Лейбницу был знаком с  астрономом Кристианом Гюйгенсом и оказался свидетелем того, какое огромное количество вычислений приходилось делать его коллеге для  астрономических изысканий. Лейбниц посчитал, что такой замечательный человек не должен тратить свое бесценное время на рутинную вычислительную работу и решил создать «арифметический инструмент».

Рассуждения или описания в научном стиле, подобные тексту в первой колонке, предназначены для фиксации знаний и предполагают точное и формализованное изложение материала. С другой стороны,  сведения, представленные посредством сюжетов и персонажей, вызывает сопереживание, пробуждают фантазию, они адаптированы для восприятия широкой аудитории и хорошо запоминаются.

Использование сторителлинга в образовании можно рассматривать контексте осмысления понятия «эдьютейнмент» (от англ:: education – обучение и entertainment – развлечение) и анализа эффективности его применения. Дьяконова О.О., исследуя понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике, определяет его как современную педагогическую инновацию, «которая основывается на визуальном материале, повествовании, современных психологических приёмах, игровом формате, современных информационных и коммуникационных технологиях, более информативных и менее дидактических методах преподавания, целью которой является максимальное облегчение анализа событий, поддерживание эмоциональной связи с объектом обучения, привлечение и длительное удерживание внимания обучающихся» [2, 184]. Автор отмечет появление новых близких терминов и понятий: «игразование», креативное образование, «неформальное образование» [2, 183].

Цифровой сторителлинг как метод проектной деятельности учащихся. В сфере учебного проектирования функциональный аспект сторителлинга становится менее значимым, главная задача деятельности такого рода – получение опыта проектирования и овладение широким спектром современных средств коммуникации. В научной литературе, описывающей практику создания «digital storytelling» в проектной деятельности учащихся, используются и другие термины: цифровое повествование, цифровые рассказы, «цифровые документальные фильмы, компьютерные рассказы, цифровые эссе, электронные воспоминания, интерактивные повествования, и т.д» [4, 806]. Но все они имеют общую методологическую основу, заключающуюся в объединении  различных мультимедийных средств для представления одной истории.

Маняйкина Н. В., Надточева Е. С. отмечают, что создание мультимедийных продуктов на основе цифрового сторителлинга в школе и вузе способствует развитию универсальных учебных умений: творчески и критически мыслить, работать с информацией с использованием цифровых технологий, …эффективно использовать устную и письменную коммуникацию, работать в сотрудничестве, … создавать проектные работы. [5, 61].

Логинова А.В. в статье «Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на иностранном языке» отмечает, что использование цифрового повествования помогает сформировать у студентов «грамотность двадцать первого века», которая является сочетанием: цифровой,  универсальной, визуальной, технической и информационной грамотности [4, 808].

Создание проектов в формате цифрового сторителлинга на родном языке способствует формированию медиакомпетентности, дает понимание принципов построения медиатекста, учит использовать ИКТ-инструментарий для решения коммуникативных задач, формирует  иммунитет к информационным манипуляциям, развивает критическое мышление студентов. В книге Федорова  А.В. «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза» убедительно доказывается актуальность и значимость профессиональной медиакомпетентности педагога, определяемой как «совокупность его мотивов, знаний, умений, способностей…, способствующих медиаобразовательной деятельности в аудитории различного возраста» [10, 70].

Цифровой сторителлинг эффективен для использования в проектной деятельности учащихся, поскольку позволяет им самостоятельно пройти все этапы проектирования, развивает широкий спектр навыков медиакоммуникаций, необходимых в цифровую эпоху. Возможность опубликовать проект в сети Интернет повышает мотивацию учащихся и дает возможность оценить эффективность проекта.

Разновидности цифрового сторителлинга и технологии разработки публикаций на его основе

Цифровой сторителлинг – это метод электронной коммуникации, основанный на организации мультимедийного контента вокруг одной истории. Этот метод коммуникации может быть реализован на основе разных технологических решений. Рассмотрим некоторые форматы представления цифровых историй, а также онлайн-сервисы и программные продукты для ПК, подходящие для их создания.

Рисованное видео. В основе рисованного видео (или дудл-видео) лежит анимационный прием — зритель наблюдает, как рука условного художника рисует стилизованные картинки. Если у студентов есть соответствующие навыки – они могут рисовать самостоятельно и снимать процесс на видеокамеру, если нет – использовать ресурсы для создания роликов в этом стиле: VideoScribe (www.sparkol.com), Powtoon (www.powtoon.com), которые позволяют прорисовывать изображения из библиотеки или собственные, создавать сцены ролика и добавлять закадровый голос рассказчика.

Анимированный сторителлинг. Создается и озвучивается видеоролик, все визуальные элементы которого находятся в движении. Для быстрого создания учебных проектов в этом стиле целесообразно использовать онлайн-сервисы, которые  предлагают готовые библиотеки персонажей, клипарта и анимационных эффектов и весь необходимый инструментарий (Powtoon, GoAnimate — goanimate.com).

Комиксы и раскадровки. Онлайн-сервис Pixton (www.pixton.com) помимо многочисленных шаблонов сцен и богатой библиотеки клипарта позволяет создавать собственных персонажей, настраивать их позы, мимику, жесты,  создавать свои сцены, объединяя их в комиксы и раскадровки. Получившиеся изображения и композиции можно рассматривать как небольшие самостоятельные проекты или использовать в качестве рабочих материалов для создания презентаций и видеороликов.

Презентации. Хорошо знакомый преподавателям программный продукт позволяет делать проекты на основе цифрового сторителлинга. Для создания проектов можно использовать PowerPoint, расширение Office Mix (mix.office.com), Prezi (prezi.com), Sway (www.sway.com) и другие ресурсы.

Видеомонтаж. Для создания проекта используется любой видеоредактор, достаточно возможностей Киностудии Windows Live или YouTube Editor. Эта технология подходит для учащихся, готовых работать с самостоятельно отобранными и подготовленными изображениями, личными или семейными фото- и видеоматериалами.

Веб-страница с мультимедийным контентом может быть создана на основе любой известной учащимся технологии создания веб-страниц, новички могут использовать конструкторы сайтов.

Многообразие программ и форматов позволяет выбирать технологию проектирования цифрового сторителлинга в зависимости от направления подготовки студентов, количества учебных часов, уровня компьютерной грамотности учащихся и изучаемой дисциплины.

Методика организации проектной деятельности учащихся на основе цифрового сторителлинга

Ниже представлен алгоритм разработки цифрового рассказа, создаваемого студентами в рамках учебного проекта в целях формирования медиакомпетентности, закрепления базовых знаний для решения практических задач в области ИКТ, развития творческой способностей.

  1. Разработка концепции. Включает в себя выбор темы, определение целей и задач цифрового рассказа, целевой аудитории. На этом этапе необходимо познакомить студентов с видами сторителлинга (социокультурным, деловым, учебным, личным, семейным), с различными подходами к поиску темы: с опорой на внешние (заказ, в том числе социальный) или внутренние (авторское высказывание) факторы.

В жанрах социокультурного или учебного сторителлинга возможно создание проектов  в рамках разработки урока для педагогической практики,  участия в творческих конкурсах, учебной деятельности и т.д. Личный сторителлинг предполагает авторское высказывание, основанное на самоанализе и воспоминаниях. Это может быть рассказ об интересах и увлечениях, волонтерской работе, социальном опыте, выборе профессии, успехах, преодолении себя. В жанре семейного сторителлинга учащиеся могут собрать материалы по истории своей семьи, записать рассказы родных и проиллюстрировать их фотографиями из семейного архива или видеозаписями.

Результатом первого этапа является оформление и обсуждение сценарной заявки. В ходе обсуждения автор получает обратную связь и рекомендации преподавателя и членов учебной группы.

  1. Сбор и анализ информации. На этом этапе осуществляется поиск информации по теме, ее анализ, размышления, выработка авторской позиции.
  2. Создание истории. На этапе создания истории нужно вспомнить элементы классической сюжетной схемы, роль конфликта в повествовании, основные виды сюжетов. История хорошо воспринимается, когда она вызывает доверие, поэтому предпочтительны рассказы от первого лица. Персонажи и их проблемы, а также позиция рассказчика должны вызывать эмоциональный отклик. При этом истории лучше создавать достаточно простыми и короткими, содержать одну главную мысль, подаваемую ненавязчиво. Готовый сценарий записывается, обсуждается, проверяется на наличие ошибок, но в ряде случаев, например, для проектов в жанрах личного или семейного сторителлинга, можно делать аудио- или видеозаписи, фиксирующие живые интонации и жесты, спонтанные реакции.
  3. Раскадровка. На этом этапе создается раскадровка, осуществляется окончательный подбор визуального и аудиоматериала. Для ускорения и упрощения работы можно пользоваться наборами сцен и клипартов в сервисах VideoScribe, Powtoon, GoAnimate. При самостоятельном подборе материала желательно определиться со стилистикой проекта, чтобы работа воспринималась целостно и гармонично.
  4. Монтаж. Собранный контент соединяется в рабочем пространстве проекта. К готовым сценам добавляется закадровый голос (если звук не был записан на третьем этапе). Если необходимо, добавляется музыка, аудиоэффекты, шумы, анимация, переходы.
  5. Презентация проекта. Проект показывается членам учебной группы, собирается обратная связь. Делаются необходимые доработки.
  6. Публикация. Для мотивации студентов и конкретизации задач цифрового сторителлинга можно заранее определить способ публикации или представления продукта: размещение на Youtube, в социальных сетях, в личном портфолио, в галерее сервиса разработки, на сайте учебной дисциплины и т.д..

В заключение отметим, что все новые формы, обеспечивающие эффективную коммуникацию и эргономичную подачу информации, к которым относится метод цифрового сторителлинга, востребованы в самых разных сферах частной, деловой и общественной жизни, в том числе и в работе педагога. Современные программы и сервисы предлагают удобные инструменты разработки и ресурсы (шаблоны, коллекции изображений, видео- и аудиоэффекты), облегчающие создание цифрового сторителлинга и делающие эту технологию доступной для педагогов, владеющих необходимыми профессиональными ИКТ-компетенциями [8].

Опыт проектной деятельности в области цифрового сторителлинга в рамках освоения информационно-коммуникационных технологий будет полезен студентам педагогического вуза. Он позволит  закрепить и применить на практике целый комплекс компетенций, связанных с применением текста, графики, фото, аудио, видео в заданных коммуникативных ситуациях, развивает речевые навыки, стимулирует внутреннюю мотивацию к изучению средств и принципов медиакоммуникации.  Кроме того, будущие учителя смогут использовать этот новый метод проектной деятельности в своей работе с учащимися.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Брунер Дж. Жизнь как нарратив / Дж. Брунер // Постнеклассическая психология. – 2005. – № 1(2). – С. 9-29
  2. Дьяконова О.О. Понятие «эдьютейнмент» в зарубежной и отечественной педагогике // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 6 . – С. 182-185.
  3. Кутковая Е.C. Нарратив в исследовании идентичности. // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 23-33.
  4. Логинова А. В. Цифровое повествование как способ обучения коммуникации на иностранном языке // Молодой ученый. — 2015. — №7. – С. 805-809.
  5. Маняйкина Н. В., Надточева Е. С. Цифровое повествование: от теории к практике // Педагогическое образование в России. – 2015. – №10. – С.60-64.
  6. Новичкова А.В., Воскресенская Ю.В. Сторителлинг как современный инструмент управления персоналом // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – №6 (25) // Науковедение URL: http://naukovedenie.ru/PDF/39EVNpdf (дата обращения: 10.05.17).
  7. Пильгун М.А. Тransmedia Storytelling: перспективы развития медиатекста // Электронный научный журнал «Медиаскоп» – 2015. – №3. – URL: http://www.mediascope.ru/1773 (дата обращения: 10.05.2017).
  8. Стариченко Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога // Педагогическое образование в России. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2015. № 7. С. 6-15.
  9. Сторителлинг // Записки маркетолога URL: http://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_s/storytelling/ (дата обращения: 04.05.2017).
  10. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. – М. : МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2001. – 616 с.
  11. Хабурзания Э. Сторителлинг как инструмент PR [Электронный ресурс. URL: pr-club.com›2010_06/prlib/26.doc
  12. Чугунова А. Обыкновенные истории [Электронный ресурс. URL: http://hrm.ru/db/hrm/53A3975FC2604A48C32570C000319AA6/category.html.
  13. Эрдниева Э. В. Storytelling как средство формирования коммуникативной компетенции бакалавров гуманитарного профиля // Научные исследования: от теории к практике : материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 298–300.
  14. 8 Classic storytelling techniques for engaging presentations // Sparkol URL: http://www.sparkol.com/engage/8-classic-storytelling-techniques-for-engaging-presentations/ (дата обращения: 10.05.2017).
  15. Sweeney-Burke J. 7 Ways to Tell Your Story with Animated Video // Goanimate URL: http://resources.goanimate.com/7-ways-tell-story-animated-video/ (дата обращения: 10.05.17).
  16. Teske, Paul R. J., Horstman, Theresa. Transmedia in the classroom: breaking the fourth wall // Researchgate URL: https://www.researchgate.net/publication/262252326_Transmedia_in_the_classroom_breaking_the_fourth_wall (дата обращения: 10.05.2017).
  17. The Jockey // The New York Times URL: http://www.nytimes.com/projects/2013/the-jockey/#/?chapt=introduction (дата обращения: 10.05.2017).
  18. Visual Storytelling Made Easy: 6 Quick Tips From the Experts // Prezi URL: https://blog.prezi.com/visual-storytelling-made-easy-6-quick-tips-from-the-experts/ (дата обращения: 10.05.17).

 

Грушевская Вероника Юлдашевна

цифровой сторителлинг скачать

Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России. – Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург – 2017 – №6. – С. 38 – 44.