Яндекс.Метрика
Дизайн и графика

Как выбрать шрифт. Учитываем стиль и психологию восприятия

Как выбрать шрифт? С этой проблемой сталкиваются все, кто оформлял любое издание — будь то книга, презентация, сайт или рекламное объявление.

Сегодня любой пользователь компьютера знает, что такое шрифт, может назвать по меньшей мере несколько гарнитур (например, Helvetica, Verdana и Times) и понимает, что шрифты передают разные эмоции…

Шрифт — та же интонация, это наглядный язык, соединяющий автора и читателя. Но выбрать из тысяч гарнитур нужный шрифт (для выражения даже простой идеи) для тех, кто не занимается версткой профессионально, довольно затруднительно.

Эрик Шпикерманн

Шрифт не случайно является частью фирменного стиля. Издатели хорошо знают, что правильно подобранный шрифт создает атмосферу и определяет отношение человека к тексту. Наш визуальный опыт подсказывает — одна и та же фраза, набранная разными шрифтами, воспринимается совершенно по-разному.

выбрать шрифт

Выбор шрифта зависит от стиля

Именно стиль дизайна определяет шрифт. Какое впечатление вы хотите произвести? Солидного предприятия или небольшого уютного заведения? Что ждет вашего клиента — милые пустяки или статусные вещи? И кто они, ваши клиенты — деловые партнеры или тинэйджеры? Тысячи разработанных дизайнерами шрифтов несут визуальные сигналы, которые достаточно точно «считываются» нашим подсознанием.

Психологи выделяют несколько следующих типов шрифтов по их влиянию на настроение потребителей.

Прямые шрифты

Сообщают деловое настроение и являются практически универсальными шрифтами — подходят и для заголовков и для набора абзацев. Но есть сферы, где прямой шрифт будет неуместен. Для продажи эксклюзивных товаров, для немассовой продукции, лучше подбирать шрифты других групп, способные выделить бренд среди конкурентов. Здесь прямой шрифт может показаться заурядным и безликим, хотя можно попытаться обыграть его необычным цветовым решением.

Прямой универсальный шрифт Open Sans
Прямой универсальный шрифт Open Sans

 

Строгие квадратные шрифты

Используются чаще всего в дизайне рекламы промышленных продуктов, технологий и социальной рекламы. Здесь неуместна легкость и простота, эти шрифты призваны настроить человека на серьезность предоставленной информации. Они создают впечатление важности и авторитетности, поэтому рассчитаны на привлечение партнеров по бизнесу и инвесторов.

Квадратный шрифт Micra
Квадратный шрифт Micra

Округлые шрифты

Передают чувство комфорта и уюта. В то время как квадратные шрифты выглядят строгими и суровыми, округлые положительно воспринимаются как доброе отношение бренда к потребителям.

Округлый шрифт Junegull
Округлый шрифт Junegull
Округлый шрифт OlgaCTT
Округлый шрифт OlgaCTT

Наклонные шрифты с виньетками

Чаще всего используются для рекламы товаров, у которых целевая аудитория девушки и женщины. Наклонные шрифты вызывают чувство легкости и красоты. Так рекламируют салоны красоты, магазины одежды и косметики.

Наклонный шрифт с виньетками Mon Amour One Medium
Наклонный шрифт с виньетками Mon Amour One Medium

Рукописные шрифты

Не подходят для наружной рекламы так же, как и наклонные шрифты – их сложно читать. В то же время, они отлично подходят, чтобы подчеркнуть эксклюзивность товара или услуги. Рукописные шрифты используют при рекламе адвокатских и консалтинговых услуг, врачебной практики, для оформления пригласительных и поздравлений. Они вызывают чувство доверия, так как выглядят более персонифицированными и человечными.

Рукописный шрифт Carolina
Рукописный шрифт Carolina

Стилизованные декоративные шрифты

Шрифты, выглядящие как граффити или готические надписи, стоит использовать только там, где они будут нести соответствующую смысловую и стилистическую нагрузку. Например, совершенно неуместно использовать шрифт в стиле гранж для рекламы парикмахерской или детского магазина. В то же время, он будет хорошо смотреться на вывеске тематического бара.

Стилизованные декоративные шрифты. Grunge
Стилизованные декоративные шрифты. Grunge
Стилизованные декоративные шрифты. CyrillicGoth
Стилизованные декоративные шрифты. CyrillicGoth

Самые популярные кириллические шрифты

1. С засечками: Bodoni,  Garamond, Georgia, Academy, Times New Roman Cyr. Ассоциации: традиционный, утонченный, практичный, формальный.

2. Без засечек: Avenir, Futura, Roboto, Helvetica, Open Sans. Ассоциации: современный, чистый, геометрический, универсальный.

3. Рукописные: Bikham Cyr Script, Andantino script, Carolina, Annabelle, Aquarelle. Ассоциации: элегантный, классический, утонченный, стильный.

4. Округлые: Lobster, Hermes, BrushType, OlgaCTT, Junegull. Ассоциации: дружелюбный, уютный, цельный.

Отличие восприятия шрифта с засечками и без них

Шрифты с засечками (serif) или антиква ассоциируются с классической культурой и печатными изданиями. Сигнализируют о богатой истории и традициях.  Они  легко читаются, благодаря тому, что засечки направляют взгляд.

Шрифты без засечек (sans serif) или гротески лучше использовать для интернета и рекламы. Они воспринимаются как современные, демократичные и динамичные. В экранной типографике шрифты без засечек не теряют своей формы при уменьшении.

Исследования показали, что на удобство восприятия шрифта влияет читательский опыт аудитории. Любители печатных изданий будут быстрее воспринимать текст, набранный серифными шрифтами. Аудитории Интернета вполне комфортно читать sans serif.

Как выбрать шрифт для основного текста и для заголовков?

Наборные шрифты — шрифты для основного текста — должны обеспечивать комфортное чтение. О превосходстве гротесков в удобочитаемости над антиквой с засечками нет единого мнения. На удобочитаемость шрифта скорее влияют пропорции букв — не слишком узкие, не слишком широкие, различимость отдельных знаков, средние по жирности начертания.

Набор прописными читается на 12% медленнее прямого строчного начертания.

Существует мнение, что примером удачно выбранного шрифта для основного текста является такой шрифт, на который читатель не обращает внимания.

Акцидентный шрифт — шрифт для заголовка — напротив, должен привлекать внимание. В изданиях, придерживающихся строго правила единой гарнитуры,  выделение осуществляется за счет увеличения размера и выбора жирных начертаний. В изданиях рекламного характера вполне допустимо использовать для заголовков любой другой шрифт, главное, чтобы он не противоречил общему стилю. Хорошо привлекают внимание шрифты с жирными штрихами, но иногда дизайнеру требуется компактный шрифт, чтобы длинные заголовки не расползались на несколько строк.