Яндекс.Метрика
Творчество

В каждой работе живая душа. Маленькие люди Ирины Верхградской

Эти работы удивительные. Там есть морщинки, ковры на стене, грязные пяточки, трещины на стенах и потертости на полу. Детали, которых принято стыдиться, обрезать, замазывать, прятать присутствуют в работах Ирины Верхградской явно, открыто, без тени иронии.

Представляете, оказывается так можно. Реалистично и с любовью. Искусство, способное раскрыть красоту и силу бытия здесь и сейчас – это не девушка, занимающаяся йогой на берегу океана, а бабушка, любующаяся на свою рассаду.

Работы Ирины Верхградской выставляются в двух музеях Новосибирска. Её выставки проходили во многих городах России, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

Художница рассказывает:

После школы, хоть я и хорошо рисовала миниатюры, на художественное отделение учиться не пошла — очень боялась не справиться с большими объёмными работами. Поэтому решила связать свою жизнь с книгами — моя мама была библиотекарем, а я, выучившись, стала работать в книжном магазине, впоследствии став его заведующей.

Тогда было не до кукол — работа, семья, домашние хлопоты… И вот однажды на Новый год я захотела порадовать детей неожиданным подарком — куклами «собственного производства».

Шила, пока дети спали. Первый раз сделала им к Новому году по Деду Морозу и Снегурочке — каждому по две куклы, чтобы не поссорились.

Не меньше месяца мастер тратит на создание одной композиции: сначала из полимерной глины делает лицо и руки, затем самая трудоёмкая часть – подбор одежды и интерьера.

Туловище всех кукол сделано полностью из ткани. Внутри даже нет проволочного каркаса. Они могут стоять самостоятельно и держать при этом равновесие. Отклик зрителей, рассказывает Ирина, для неё – самое ценное.

Ирина Верхградская рассказала, что куклы-старички вызывают у людей сильные эмоции. Например, в отзывах ей пишут, что такие фигурки побуждают на общение с пожилыми родителями, дедушками и бабушками.

«Один мужчина вообще написал: «Утром поссорился с отцом, посмотрел фотографии, пойду мириться». Вот как после этого делать каких-то сказочных королев?» — поделилась историей Верхградская.

Люди благодарят, делятся своими впечатлениями в социальный сетях:

  • Лена Шелунцова: Я всегда смотрю и мне кажется, что это я там, это мое детство, моя бабуля и дедуля, все до мелочи продумано, пол потертый, ноги чуть грязные, тарелка со сколотой эмалью, спасибо, что вы это так здорово умеете
  • Иван Савчук: На бабушек невозможно смотреть… они настолько реалистично передают обстановку. Что вспоминаются свои. От чего тоска на душе. Один в один. Даже на эмоцию пробивает. Настолько удачно изобразить в фигурке обстановку, эмоции и время, я никогда не видел. Браво!
  • Наталья Калашникова: Ваше творчество редкое: с такой любовью и пониманием к людям, особенно немолодым. Непременно кто-нибудь вспомнит о своих стариках. Позвонит, позаботится, вкусненького принесет.
  • Руфа Хайруллина: До чего же хорошо у вас получается грусть и печаль, милота и тоска, и дородность и стать женщин, игривость детей и животных. Вот сколько слов. А у вас одит только взгляд передаёт массу чувств. Вы просто маг и чародей
  • Ева Соловьёва-Васильева: На фоне происходящего мире дерьма и полной его деградации, смотрятся эти работы как чудо, как инопланетяне какие-то, а это то как должны выглядеть Люди, Человек… аж плакать хочется. Куда катимся
  • Galina Ivkina: Сколько в мире «кукольников»……НО !!!! Вы, такая ОДНА !!!! Уникальная, душевная….пробуждающая своим искусством самые человеческие чувства, напоминание о самом дорогом и родном …(.я не про ноги конечно) причем в таком ненавязчивом и не нравоучительном стиле, а очень просто и не затейливо, с юморком, но так остро и «душещипательно» )))))…… Спасибо.
  • Юлия Ковалева: Какие теплые воспоминания вызывают Ваши реалистичные работы, спасибо Вам за это!!!

Свои работы Ирина Верхградская не продаёт и не отдаёт в музеи — хочет, чтобы все куклы были при ней и в одном месте, чтобы знать, что с ними всё в порядке, они целы и невредимы. Один музей, рассказывает мастерица, как-то просил отдать ему часть коллекции, но она не смогла — рука не поднялась, а потом оказалось, что музей лишился здания.

— И что было бы с куклами? А так они со мной, под присмотром, в доме, — говорит сибирячка.

Чувства и человечность в скульптурах Питера Демеца

Лиричный и праздничный пэчворк Валентины Максимовой