сторителлинг, сюжет, одиссея
Текст

Типы сюжетов. Мономиф или путешествие туда и обратно

Людям нравятся истории, в основе которых лежит путешествие героя. Их любят за динамику, неожиданности, преодоление препятствий и счастливые финалы. В предыдущей статье мы писали о том, почему истории производят такое сильное впечатление и влияют на нас. Универсальные сюжеты используются в киносценариях и литературных произведениях, лонгридах и презентациях.

А сегодня поговорим о том, как строятся сюжеты, и рассмотрим один из классических типов сюжетов, основанный на путешествии героя — мономиф.

Мономиф. Путешествие туда и обратно

Мономиф или путешествие туда и обратно
Мономиф или путешествие туда и обратно

Герой проходит по сюжетной ветке путь, который по большей части всегда одинаков. В середине двадцатого века на этот факт обратил внимание американский исследователь мифов Джозеф Кемпбелл. Он выпустил книгу под названием «Тысячеликий герой». Если коротко, то основная идея книги в том, что большинство древних сказаний, мифов и легенд имеют общую сюжетную структуру путешествия архетипического героя, которую автор назвал «мономифом».

Мономиф или  путешествие героя туда и обратно — это тип сюжета, который встречается во многих мифах и сказках

Герой истории такого типа покидает родной дом и отправляется в трудный и опасный путь. Он движется из знакомых мест в новые земли, полные загадок и опасностей, от привычной жизни в неизвестность.

После долгого и трудного путешествия герой возвращается домой с заслуженной наградой или приобретенной мудростью.

Этот сюжет очень популярен. Во многих современных историях тоже активно используется этот тип сюжета. Вспомните  Короля Льва, историю про хоббита, Алису в Зазеркалье или Звёздные Войны.

Герой может отправиться навстречу приключениям по собственной воле, например, за наградой, а может оказаться в неведомых землях по воле рока. Слушатель воспринимает путешествие, как метафору жизненного пути, истории взросления или самосовершенствования, пути к успеху или обретения себя. Метафора путешествия помогает людям осмыслять прожитую жизнь, учит идти вперед, преодолевая препятствия, вдохновляет.

путешествие сюжет
Алиса в Стране чудес. Иллюстратор Дотремер Ребекка

Можно рассказать историю, которая будет близка каждому, ведь она будет повторять структуру знакомых с детства мифов и сказок. Выстраивая сюжет согласно схеме древнего мифа можно преодолеть культурные различия и достучаться до людей с самым разным жизненным опытом и мировоззрением.

Мономиф или путь к мастерству в презентации

Использование мономифа в  презентации поможет объяснить как вы достигли тех или иных результатов и успехов.

Такой сюжет отлично подойдет, если требуется:

  • вовлечение аудитории в путешествие вместе с рассказчиком;
  • демонстрация преимуществ выхода из «зоны комфорта»;
  • демонстрация того, как Вы приобрели свои знания и опыт.

Профессионал йо-йо японец BLACK рассказывает вдохновляющую историю нелегкого пути к званию чемпиона мира. Свое выступление он заканчивает яркой демонстрацией приобретенных навыков.

Путешествие дедушки в рекламе ИКЕА

Сюжет путешествия активно используется при создании сценариев рекламных видеороликов. Он подходит не только для рекламы автомобилей и прочих транспортных  средств, но и других, порой совершенно неожиданных товаров. Этот тип сюжета показывает, как использование рекламируемого продукта помогает расширить границы жизненного пространства и изменить человека.

В рекламе Икеа путешествие героя начинается  в тот момент, когда он обнаруживает, что его привычное место в парке оказалось занято. Решение этой маленькой проблемы открыло целый мир, полный новых возможностей. В финале он возвращается на прежнее место уже другим человеком.

В статье использованы материалы «8 Classic storytelling techniques for engaging presentations»

Сюжетная схема «Гора». Техники сторителлинга

 

Сторителлинг. Секрет эффективности простых историй

Сторителлинг— это слово все чаще встречается в руководствах по маркетингу и рекламе, обзорах тенденций веб-дизайна и руководствах по созданию видеороликов. Новым словом «сторителлинг» описывается хорошо знакомое всем явление.
Каждый может вспомнить ситуацию: в дружеской компании появляется человек, начинает говорить и через некоторое время оказывается, что все слушают его, затаив дыхание. О чем он рассказывает? Делится умными мыслями или жизненно важной информацией? Возможно, но, скорее всего, он рассказывает истории, произошедшие с ним, его знакомыми или никому неведомыми людьми, слушать о которых, тем не менее, интересно.

Что такое сторителлинг?

Сторителлинг
Elyx. Приключения в реальном мире сделали рисованного человечка героем Instagram

Сторителлинг — это создание историй или повествование — особый тип речи, рассказ о событиях. Сюжет с хорошо знакомыми со школьной скамьи элементами: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой, помогает организовать повествование и делает его увлекательным и завершенным. Но не только внешняя привлекательность делает сторителлинг таким эффективным инструментом в самых разных областях.

Силу воздействия историй человечество ощутило в глубокой древности. Рассказчики создавали легенды, былины, сказания. Так создавались мифы, ложившиеся в основу картины мира многих поколений.

Почему истории влияют на нас?

Психологи, изучающие человеческое сознание (Дж. Брунер, Т. Сарбин), выдвинули теорию, согласно которой существует два типа мышления: нарративное и логико-научное. Каждый тип мышления имеет собственные способы проверки информации. Как утверждает Дж. Брунер: «И хорошая история, и хорошо сформулированные логические выражения являются естественными типами рассуждения, оба могут быть использованы для убеждения. Однако то, в чем они убеждают, имеет фундаментальные различия: логические аргументы убеждают в истинности, а истории — в их жизненном правдоподобии».

Ученые идут дальше и утверждают, что именно нарративное мышление помогает нам осмыслить себя и прожитую жизнь. Мы бессознательно создаем «повествование о своей жизни», интерпретацию реальности, задача которой — создание собственного образа. Т.е. человек оценивает себя, других людей и совершенные поступки, представляя все в виде историй, выделяя в потоке жизни особые моменты, обладающие для него смыслом.

Таким образом, наша любовь к историям имеет очень серьезные причины, имеющие отношение к нашему способу осознавать себя. Бессознательно мы всегда сравниваем себя с героями историй, сопереживаем, даем оценку их действиям. Неслучайно создание историй сегодня интересует не только писателей и сценаристов. Сторителлинг широко применяется в рекламе и политике, маркетинге, психотерапии и образовании. Этот способ подать информацию зачастую оказывается более эффективным, чем рациональное убеждение.