Текст

Сторителлинг. Секрет эффективности простых историй

Сторителлинг— это слово все чаще встречается в руководствах по маркетингу и рекламе, обзорах тенденций веб-дизайна и руководствах по созданию видеороликов. Новым словом «сторителлинг» описывается хорошо знакомое всем явление.
Каждый может вспомнить ситуацию: в дружеской компании появляется человек, начинает говорить и через некоторое время оказывается, что все слушают его, затаив дыхание. О чем он рассказывает? Делится умными мыслями или жизненно важной информацией? Возможно, но, скорее всего, он рассказывает истории, произошедшие с ним, его знакомыми или никому неведомыми людьми, слушать о которых, тем не менее, интересно.

Что такое сторителлинг?

Сторителлинг
Elyx. Приключения в реальном мире сделали рисованного человечка героем Instagram

Сторителлинг — это создание историй или повествование — особый тип речи, рассказ о событиях. Сюжет с хорошо знакомыми со школьной скамьи элементами: экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой, помогает организовать повествование и делает его увлекательным и завершенным. Но не только внешняя привлекательность делает сторителлинг таким эффективным инструментом в самых разных областях.

Силу воздействия историй человечество ощутило в глубокой древности. Рассказчики создавали легенды, былины, сказания. Так создавались мифы, ложившиеся в основу картины мира многих поколений.

Почему истории влияют на нас?

Психологи, изучающие человеческое сознание (Дж. Брунер, Т. Сарбин), выдвинули теорию, согласно которой существует два типа мышления: нарративное и логико-научное. Каждый тип мышления имеет собственные способы проверки информации. Как утверждает Дж. Брунер: «И хорошая история, и хорошо сформулированные логические выражения являются естественными типами рассуждения, оба могут быть использованы для убеждения. Однако то, в чем они убеждают, имеет фундаментальные различия: логические аргументы убеждают в истинности, а истории — в их жизненном правдоподобии».

Ученые идут дальше и утверждают, что именно нарративное мышление помогает нам осмыслить себя и прожитую жизнь. Мы бессознательно создаем «повествование о своей жизни», интерпретацию реальности, задача которой — создание собственного образа. Т.е. человек оценивает себя, других людей и совершенные поступки, представляя все в виде историй, выделяя в потоке жизни особые моменты, обладающие для него смыслом.

Таким образом, наша любовь к историям имеет очень серьезные причины, имеющие отношение к нашему способу осознавать себя. Бессознательно мы всегда сравниваем себя с героями историй, сопереживаем, даем оценку их действиям. Неслучайно создание историй сегодня интересует не только писателей и сценаристов. Сторителлинг широко применяется в рекламе и политике, маркетинге, психотерапии и образовании. Этот способ подать информацию зачастую оказывается более эффективным, чем рациональное убеждение.