Создаем образовательное видео. Этап проектирования
Видео

Создаем образовательное видео. Этап проектирования

Если вы хотите создать образовательное видео, то прежде, чем приступать к съемкам или написанию сценария, стоит провести определенную аналитическую работу. Создание учебного фильма или — это увлекательный, но при этом и трудоемкий процесс, требующий терпения и профессионализма на всех этапах работы. А проектирование — основа будущего фильма, это поиск идеи, которая сделает проект полезным и запоминающимся.

Создание учебного фильма. Основные этапы

Рассмотрим ключевые этапы создания фильма:

Проектирование образовательного видео

Генерируем идеи

Сначала нужна хорошая идея. Размышляйте, фантазируйте и записывайте все, что приходит в голову. Обращайте внимание на те темы, которые вас волнуют. Если что-то «цепляет» вас, то вы сможете передать свой интерес зрителю. А вот, когда, наконец, у вас появится солидный список идей, начинайте их критическое осмысление. Выбирайте сильные, оригинальные и технически выполнимые варианты.

Проанализируйте похожие видеоролики в выбранной вами категории. Подумайте, какие приемы успешно применяют авторы этих фильмов? Какими способами они стараются привлечь и заинтересовать зрителя. Обратите внимание на делали: длину и формат роликов, использованные технические средства. Есть ли у вас возможность реализовать что-то подобное?

Если вы поймете, какими особенностями обладает образовательное видео по выбранной теме, вам удастся избежать многих ошибок, и добиться успеха станет проще.

Зачем и для чего все это нужно? Определяем цели проекта

Стоит заранее определиться со своими целями и задачами.  Они могут быть разными: привлечь внимание, оставить яркий след в памяти, расширить кругозор, дать точную и систематизированную картину происходящего, поделиться уникальной информацией или просто развлечь.  Есть ролики, которые вдохновляют зрителей на поиск новой информации и нового опыта. Возможно, ваша задача — научить чему-то зрителя, или продемонстрировать новую технологию. Точная формулировка целей и задач поможет выбрать стиль общения со зрителем, подскажет, на какие темы стоит обратить особое внимание, подскажет повороты сюжета.

Целевая аудитория

И самый важный вопрос — для кого?  Возраст, образование, опыт и интересы целевой аудитории — все это будет влиять на выбор подходов к раскрытию темы. Новичкам будут интересны одни аспекты выбранной темы, специалистам — другие. Решите, отвечают ли видео ожиданиям и потребностям вашей аудитории.  Есть ли у зрителей необходимая для понимания база знаний или стоит начать с основ? Что важнее — заинтересовать аудиторию, эмоционально вовлечь и дать общую картину, или продемонстрировать глубину знания материала, раскрыть детали и продемонстрировать малоизвестные факты?

Аудитория
Возраст, образование, опыт и интересы аудитории — все это будет влиять на выбор подходов к раскрытию темы и художественных средств. Фото: Джереми Бишоп

Точно формулируйте тему

Точная формулировка темы будущего фильма поможет выделить главное, а, значит, выбрать оптимальные средства для того, чтобы донести до аудитории основную мысль. Например, тема «Компьютерная графика» может быть раскрыта по-разному: изучение основ работы в редакторе, представление возможностей программы, фиксация процесса рисования иллюстрации, рассказ о художниках, работающих с этим продуктом, и многое другое. Лучше сразу же конкретизировать тему, чтобы не потонуть в обилии материала и сэкономить свои силы и время.

Жанр

Четко сформулированные цели и задачи помогут определить формат и жанр будущего фильма. Знакомые жанры и форматы настраивают зрителя на нужный лад, подсказывают, чего ждать от продукта.

Научно-популярный фильм, ролик-презентация, учебный скринкаст и видеолекция решают разные задачи, и, соответственно, требуют разных подходов. Жанр во многом определяет подбор материала и структуру будущего фильма.

Собирая материалы для учебного фильма, проверяйте информацию

Образовательное видео — это жанр, который предполагает что автор уверенно владеет материалом. Даже для того, чтобы удачно сформулировать тему, нужно хорошо освоить материал. Если знаний недостаточно, то следует начать с процесса исследования, сбора сведений, чтения статей, просмотра уже существующих фильмов по выбранной тематике. Можно изучить специальную литературу, привлечь консультанта-специалиста, побеседовать с людьми, хорошо знающими предмет.

Это важно. Если снимаете образовательное видео — проверяйте достоверность и актуальность информации

Следует быть готовым к тому, что в фильм войдет только малая часть проработанной информации. Вам, и только вам решить, что именно попадет в фильм, и на что следует обратить особое внимание зрителя.

Отбор материала – это определение концептуального ядра будущего фильма. Зачастую именно на этом этапе выявляется авторская позиция, расставляются акценты.

Хронометраж

Длительность фильма будет определяться тремя основными факторами: условиями и контекстом его демонстрации, объемом материала, необходимого для раскрытия темы, и поставленными целями и задачами.

Оформление

Оформите вашу концепцию и покажите друзьям и знакомым. Это может быть одно предложение, содержащее идею, или, если хотите начать сотрудничество с творческим коллективом, сценарная заявка.

Фото: Thomas William

Создание учебного фильма. Разработка сценария

Создаем первый видеоролик. Композиция кадра в видео