Яндекс.Метрика
Развитие

Мозговой штурм. Суть метода и правила организации

Мозговой штурм  — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма — выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в том, чтобы научить участников не бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Этот метод пробуждает утомленное воображение.

Основные положения метода:

  • коллективный поиск идей,
  • разделение процессов генерации и критики во времени,
  • разделение участников на генераторов и критиков.

В процессе генерирования высказываемые идеи развиваются и модифицируются далекими ассоциациями и аналогиями.

Оптимальными считаются группы в 5-10 человек. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей. Мозговой штурм помогает смешать опыт разных членов команды и добавить красок в процесс поиска концепций.

Но мозговой штурм можно проводить и в одиночестве. Уединенное размышление над проблемой по правилам мозгового штурма помогает найти нестандартные решения.

Когда нужен мозговой штурм?

В своей книге «Ремесло копирайтинга» Джун Валларадес приводит несколько ситуаций, в которых необходим мозговой штурм. Вот одна из них.

Мозговой штурм можно использовать в качестве упражнения при поиске названия бренда. Давний клиент собирается выпустить на рынок новый товар. Прототип уже готов, все параметры утверждены, но всех не устраивает название, которое придумала жена директора по маркетингу. Клиент обращается к агентству. И все приходит в движение. И за то время, которое необходимо одному автору, чтобы сочинить 50 приемлемых названий, группа из пяти-шести человек может предложить несколько сотен. Таким образом, за короткий период вы можете предложить клиенту более широкий выбор.

Организация «мозгового штурма»

Подготовьтесь. Нужно создать благоприятные условия для преодоления психологической инерции.  Для начала создайте комфортную атмосферу. Участникам должно быть удобно и уютно, должно создаваться впечатление, что они играют и развлекаются. Их не должны беспокоить и отвлекать посторонние задачи. Стоит отключить мобильные телефоны.

Определите ведущего, который будет записывать идеи на доске, и группу генераторов идей. Иногда для мозгового штурма создаётся вторая группа- комиссия, занимающейся обработкой предложенных решений.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

1. Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2. Генерация идей

Как только ведущий поставил основную задачу, участники начинают высказывать свои идеи. Если в группу генераторов идей входят люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения.

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

3. Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Условия эффективного мозгового штурма

Предварительная подготовка 

Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.

Много участников

Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.

Уточнение поставленной задачи

Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.

Записи

На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.

Никакой критики

Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.

Цель — комбинаторика и совершенствование

Думайте, как можно усовершенствовать чужую идею или как две идеи могут быть объединены в одну.

Максимальная генерация идей

 Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.

Привлечение других людей

Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.

Модификация идей

Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.

Визуальное отображение

Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.

Отрицательный результат

Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Недостатки метода «Мозговой штурм» (и всех его разновидностей)

  • огромное количество идей еще не гарантирует появления «гениальной идеи»;
  • ввиду отсутствия аналитического этапа мозговой штурм вырабатывает яркие, оригинальные идеи, но не стратегически правильные решения построения маркетинговых коммуникаций.
  • не предназначен для решения сложных задач, для которых требуется проведение исследований рынка, специальные знания по рекламируемому продукту (например, средства вооружения, промышленные химикаты и др.) или техническая подготовка (которая необходимапри разработке, например, новых типовых конструкций в наружной рекламе).

Больше креативных методик

Мозговой штурм. Суть метода и правила организации

Мозговой штурм  — это метод поиска идей, который был предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Цель мозгового штурма — выработка максимального количества разнообразных идей. Суть метода в

нет комментариев

Методы ассоциативного поиска идей: метод фокальных объектов, гирлянда ассоциаций и метафор

Методы ассоциативного поиска идей помогают устанавливать связи между понятиями, позволяют обобщать информацию, актуализируют хранящуюся в памяти сведения, дают толчок творческому мышлению. Вы, наверное, замечали, как случайно услышанное слово или какой-то  увиденный

нет комментариев

Конференция идей — креативная технология, позволяющая собрать максимальное количество решений проблемы

Что такое «Конференция идей»? За этим простым названием скрывается тщательно разработанная методика проведения совещания, организуемого для генерации нужных компании идей.  Авторами методики являются — Гильде В. и Штарке К. (1970 г.). 

нет комментариев

Метод контрольных вопросов поможет запустить творческий процесс

Метод контрольных вопросов — это креативная методика, позволяющая при помощи списка вопросов рассмотреть проблему с разных сторон и найти нестандартное решение. Пригодится дизайнерам, копирайтерам, инженерам,  сценаристам, ученым и всем, кому для

нет комментариев
как оставаться креативным

Пример видеоинфографики о том, как оставаться креативным

Сегодня вдохновение и новые идеи нужны каждому. Вот пример минималистичной и приятной видеоинфографики, которая поможет сохранить и развивать свои способности мыслить нестандартно и поддерживать творческую энергию. 29 WAYS TO STAY

нет комментариев
синектика

Синектика — поиск новых идей с помощью аналогий

Синектика — это форма поиска новых идей посредством построения аналогий. Автор — У. Гордон (США, 1952 г.). Фактически это усовершенствованный метод «мозгового штурма», в основе которого лежит принцип «сделать известное странным,

нет комментариев