Яндекс.Метрика
Этапы развития личности: идеализм, эстетизм, аутентичность
Развитие

Этапы развития личности. Эстетизм, идеализм и аутентичность

Через какие этапы проходит развитие личности? Что такое жизнестойкость? Как переносить онтологическую тревогу, связанную с выбором будущего? Что такое стиль жизни? Является ли стиль жизни результатом подражания моделям поведения других людей или человек должен обрести свой собственный жизненный стиль? Сальваторе Мадди, американский психолог, основатель исследований жизнестойкости, описывает основные этапы развития личности: эстетизм, идеализм и аутентичность.

Первый этап развития личности:  эстетизм или гедонизм

Пока ребенок не имеет собственного жизненного опыта, он сильно подвержен влиянию значимых людей. Первый этап этого периода развития — эстетизм, или гедонизм как жизненный стиль, проявляющийся в юности. В этот период молодые люди впервые чувствуют себя свободными от родительского давления. Они стремятся использовать свою свободу по-максимуму. Человек живет настоящим, его тяготят обязательства и он не стремится связывать ими других. Юноша мало заботится о последствиях своих действий, его ответственность минимальна. Но какой бы захватывающей ни была эта свобода, со временем накапливается и определенный опыт неудач. Поскольку молодой человек не связан обязательствами, рано или поздно он начинает чувствовать свое одиночество. Поскольку он заботится лишь о настоящем, его опыт слабо организован, не имея определенной цели он не может направлять и структурировать свою жизнь. Обладая силой жизнестойкости, молодой человек способен в конце концов признать этот опыт недостаточным. Когда это происходит, эстетизм как стиль жизни отвергается.

Второй этап развития личности: идеализм

С этого момента начинается идеалистическая фаза развития личности. Это период юношеского максимализма, когда человек во всем требует совершенства: все может быть либо абсолютно хорошим, либо абсолютно плохим, причем все хорошее должно продолжаться вечно. Идеалист жаждет совершенства, ищет воплощения своих представлений об идеальном во всех проявлениях: в любви, искусстве, политике. Идеалисты требуют, чтобы их близкие, политики или учителя были достойными восхищения во всех отношениях. Но поскольку совершенство недостижимо, идеалист неизбежно испытывает разочарование. Однако, обладая силой жизнестойкости, он способен признать этот опыт неудачным и отвергнуть идеализм как стиль жизни отвергается.

Третий этап развития личности: аутентичность

После этого формируется идеал экзистенциального стиля жизни, который называют по-разному: аутентичность (Р. Мэй, Э. Энджел и X. Элленбергер), подлинность (О.Н. Дерси) или индивидуализм (С. Маади), он продолжает углубляться всю оставшуюся жизнь. В ходе факторного анализа этот жизненный стиль был выявлен у взрослых и назван «стилем Прометея» (Horley et al. 1988). Аутентичность как стиль жизни характеризуется следующими особенностями:

  • Осознание себя как обладающего внутренней жизнью, которая позволяет понимать и преобразовывать свой социальный и биологический опыт.
  • Мировоззрение: общество создается людьми и служит их интересам.
  • Жизнь видится как связанная с направленным преобразованием, обновлением и неразрывностью во времени.
  • Совладание с изменениями происходит путем преобразования их в возможности через расширение перспективы, достижение более глубокого понимания и совершение решительных действий.
  • Биологический и социальный опыт обнаруживает утонченность, вкус, интимность и любовь.
  • Онтологическая тревога (или сомнение), хоть и частая, воспринимается как нормальное обстоятельство, сопутствующее созданию собственного смысла, и не нарушает процесс принятия решений.
  • Чувство онтологической вины (или упущенной возможности) сведено к минимуму.
  • Опыты неудач воспринимаются как естественные и рассматриваются как возможность чему-то научиться.
  • Оценка опыта: позитивным признается тот опыт, который встраивается в общую структуру жизни человека, а не тот, который может продолжаться бесконечно.

При этом аутентичность, индивидуализм или подлинность не означает отказ от идеалов и возвращение на гедонистический уровень. Скорее это целеустремленная жизнь, основанная на преданности ценностям и способности действовать в соответствии со своими принципами.

Для того чтобы быть подлинной личностью, требуется верность) своей собственной личности и приобретенным принципам, которые вносят смысл и гармонию в нашу жизнь, т.е. которые согласуют поведение личности с требованиями указанных принципов…. Подлинная личность, или личность чисто человеческая, в своем поведении не ориентируется на характерологические взрывы гнева, злобы или чувственности. …Только …когда человек сознательно и свободно управляет своей собственной деятельностью, можно всерьез говорить о подлинности, тождественности.

О. Н. Дериси. Человеческая подлинность

Наши возможности ограничены

Люди не всегда имеют возможность делать то, что они хотят. Способность действовать и выбирать свое будущее подразумевает, что выбор находится в поле возможного и предполагает умение учитывать  физические ограничения, законы, социальные нормы.  Экзистенциалисты рассматривают личность как сплав фактичности и возможности.

Ограничения и компенсация

Так, процесс естественного старения часто влечет за собой расширение фактичности:  физические способности убывают, снижаются мышечная сила, выносливость, четкость зрительного восприятия, возникают проблемы с памятью, концентрацией внимания. Смерть любимых людей, уход на пенсию и снижение дохода могут расширять фактичность. Это может вызывать у человека неприятие непокорного ему мира или жалость к самому себе. Такие чувства  могут подрывать жизнестойкость. Чтобы справиться с этой проблемой экзистенциалисты советуют компенсировать ограничения, активно работая во всех областях, в которых сохраняются возможности.  Людям по мере старения желательно заранее планировать способы компенсации изменений или утрат, вызываемых физиологией, социальным статусом и личностными особенностями. 

Этапы развития личности и жизнестойкость

В теории Сальваторе Мадди этапы развития личности связаны с жизнестойкостью. Основанный на жизнестойкости ресурс позволяет человеку преодолевать экзистенциальные стрессы. При недостатке жизнестойкости молодые люди не способны преодолеть период зависимости и развиваться, самостоятельно управляя своей жизнью. Поскольку они плохо умеют принимать неудачи и учиться на них, а также действовать в соответствии со своими ценностями и принципами, они сохраняют стиль эстетизма или идеализма.  Гедонисту трудно выйти из-под влияния окружающих их значимых других. Недостаток жизнестойкости не позволяет идеалисту работать над собой. Маади называет таких людей конформистами, и выделяет следующие особенности:

  • Осознание себя как не более чем воплощение биологических потребностей и носителя социальных ролей.
  • Мировоззрение: общество и биологические нужды рассматриваются как универсальные данности, что ведет к преобладанию материалистических, прагматических ценностей.
  • Совладание с изменениями регрессивное, связано с отрицанием, экстернализацией вины и уходом через отвлечение.
  • Биологический опыт фрагментирован и недифференцирован.
  • Социальные отношения скорее контрактные, чем интимно-личные.
  • Чувство онтологической вины сильно, выражается в ощущении собственной бесполезности и беззащитности, смутном переживании нехватки чего-то важного в жизни.
  • Опыт неудач воспринимается как ужасный и избегается любыми возможными способами, в результате чего обычно теряется возможность чему-либо научиться на нем.
  • Оценка опыта: опыт признается стоящим, только если он предсказуем и может продолжаться вечно.

Конформисты энергично избегают признания поверхностности собственной жизни. Они не принимают неудач и прилагают много усилий, чтобы избежать проблем, вызывающих стресс. Они настаивают, что живут хорошо, и скрывают чувства собственной беззащитности и бесполезности. Поэтому признание поверхностности своего жизненного стиля у них не произойдет до тех пор, пока их не принудят к этому внешние обстоятельства. Чаще всего это происходит, когда супруг, партнер или члены семьи конформиста, достаточно сильно страдающие от его поверхностности, готовы столкнуть его с ней, подняв эту проблему. Еще одна возможность возникает, когда конформист одновременно терпит неудачу в столь многих областях своей жизни, что у него практически не остается возможностей отрицать или игнорировать эту неприятную ему информацию.

Негативные следствия конформизма

Вегетативность

Люди не могут найти ничего, что казалось бы им интересным и стоящим, среди своих занятий — актуальных или возможных, которые они могут себе представить. На эмоциональном уровне вегетативность выражается в постоянной апатии и скуке, прерываемой периодами депрессии. На уровне действий люди, страдающие вегетативностью, демонстрируют низкий уровень активности, которая кажется им самим и внешне выглядит бесцельной, лишенной определенного направления.

Нигилизм

Некоторая видимость присутствия смысла в жизни человека сохраняется, но это парадоксальный смысл или антисмысл. Нигилист видит смысл только в отрицании всего, что претендует на позитивный смысл. На эмоциональном уровне нигилизм обычно связан с раздражением, отвращением и цинизмом. На уровне действий нигилист агрессивен и стремится к соперничеству, но не имеет никакой собственной направленности (Heidrich & Ryff, 1993).

Авантюризм

Ощущение полноты жизни и смысл авантюрист находит в экстремальных и рискованных занятиях. При этом повседневная жизнь кажется авантюристу пустой; жизненностью и важностью обладает для него лишь экстремальный, необычный опыт. На эмоциональном уровне в повседневной жизни авантюрист апатичен и скучает, но возбуждается, тревожится и чувствует себя живым, идя на риск. Такие люди колеблются между тусклым поведением и авантюрными поступками.

Что такое жизнестойкость?

Понятие жизнестойкости опирается на три взаимосвязанных установки, определяющих взаимодействие людей с миром, — вовлеченность, контроль и вызов. Люди с сильным компонентом вовлеченности считают, что наилучший способ найти интересное и ценное для себя — это активное участие во всем, что происходит. Противоположность этому — состояние или чувство невовлеченности, отчуждения — они воспринимают как напрасную трату жизни. Люди с сильным компонентом контроля считают, что путем борьбы они обычно могут влиять на последствия происходящих вокруг них событий. Противоположность — состояние или чувство собственного бессилия — переживается ими как напрасная трата жизни. Люди с сильным компонентом вызова считают, что наибольшего удовлетворения можно достичь, если становиться мудрее, учась на собственном опыте, будь он позитивным или негативным. Противоположность — стремление к простому комфорту и безопасности — кажется им бессмысленной. Эти три «В» — вовлеченность, влияние и вызов — взаимосвязаны и дополняют друг друга, вместе образуя жизнестойкость как диспозицию, которая помогает снижать и легче переносить онтологическую тревогу, связанную с выбором будущего.

Мадди С. P. Смыслообразование в процессе принятия решений

Этапы развития личности как стиль жизни

Этапы развития личности не просто отражают набор психологических характеристик, они формируют определенный стиль жизни. Вокруг каждого стиля жизни образуется целая экосистема: возникают товары и услуги, ориентированные на характерные для каждого стиля запросы, а бренды и медиа начинают культивировать преобладающие на каждом этапе ценности.

Виртуальный мир и товарное изобилие несколько трансформировали жизнестойкость жителей благополучных уголков нашей планеты. Они не хотят расставаться с идеализмом и верят, что все их желания должны исполняться. Виртуальность позволяет им активно транслировать свои иллюзии. Им сложно поверить, что ресурсы ограничены, не желают принимать эту «фактичность».

С другой стороны, люди, которые с «фактичностью» и ограниченностью возможностей жили всегда, требования и аппетиты «идеалистов» воспринимают как грубую манипуляцию. Я сама скорее с этой стороны нахожусь, и до конца не могу поверить, что есть такие великовозрастные детки, которые не понимают, почему в условиях ограниченных ресурсов не стоит чудить и борзеть.

Сальваторе Мадди (род. 1933) — американский психолог и психотерапевт, профессор университета Ирвайн в Калифорнии. Окончив с отличием аспирантуру Гарвардского университета в 1960 г., Мадди параллельно занимается экспериментальным изучением креативности, методологией и сопоставительным анализом теорий личности и клинической и психотерапевтической работой экзистенциалистской ориентации, к середине 1970-х гг. сделав себе имя в каждой из этих трех областей.

Источники

Мадди С. P. Смыслообразование в процессе принятия решений //Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – №. 6. – С. 87-101.

Дериси О.Н. Человеческая подлинность. Идентичность: Хрестоматия / Сост. Л.Б.Шрейдер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.