Яндекс.Метрика
Технологии

Что такое файлы cookie, зачем они нужны, как включить или выключить куки в браузерах

Cookies (в переводе с английского – печенька) или как мы их называем в российском сегменте Интернета «куки» — это текстовые файлы небольшого объема со служебной информацией для браузера.

Информация в cookie-файлах может быть самой разной. Например, часто в таких файлах хранится статистика посещений, логин и пароль от сайтов или сервисов, индивидуальные настройки пользователя, во сколько и с какого устройства человек заходил на страницу, какими товарами интересовался, на какие ссылки переходил и так далее. Для каждого сайта есть свой набор видимых cookie-файлов.

Например, можно посмотреть, что знает о вас Google, просто зайдя в Google Accounts. Если вы не авторизованы, нужно пройти авторизацию.

Интернет-ресурсы имеют доступ к cookie только тех людей, кто их посетил. То есть у условного магазина одежды нет доступа к файлам зрителей онлайн-кинотеатра.

В cookie-файлы запрещено записывать персональные данные пользователей. Однако они все равно могут содержать в себе ценную информацию.

Какие есть виды cookies?

Выделяют временные и постоянные cookie.

Некоторые данные могут храниться временно, то есть в течение одной сессии, и удаляться после закрытия программы. Другая информация может храниться в течение долгого времени в специальном файле на компьютере — cookies.txt. Обычно этот документ размещается в директории используемого браузера.

  • Во временных хранятся данные о просмотренных страницах, записи форм заказов и другая информация, позволяющая клиентам упростить работу с сайтом. Эти файлы удаляются после ухода посетителя с интернет-ресурса.
  • Постоянные cookie не удаляются после окончания взаимодействия с сайтом.Изначально они создавались, чтобы избежать постоянного ввода логина и пароля при использовании ресурса, а также для сохранения корзины товаров в случае внезапного окончания сессии. Когда пользователь очередной раз заходит на сайт, браузер подгружает регистрационные данные и прочие сохраненные настройки из куки. Так снижается нагрузка на сервер, а значит, сайты быстрее открываются. Всё быстро подгружается из cookies.txt. Со временем владельцы сайтов стали использовать рекламные алгоритмы, постоянно записывающие в эти куки информацию о пользователях. Это позволяет вести его историю посещений в течение долгого времени.

Как долго хранятся файлы cookies?

Временные и постоянные cookie находятся в белой зоне. Ими легко управлять, читать и записывать. Их можно удалять. Так, например, можно исправить информацию о себе в разделе «данные и конфиденциальность» в Google. Там можно настроить рекламные предпочтения или отключить персонализированную рекламу. Менять информацию можно на разных устройствах – нужно зайти с них в свой аккаунт Google и выставить нужные настройки или просто удалить в браузерах на этих устройствах cookie-файлы.

Но помимо белой существуют также серая и темная зоны.

В серую зону попадают сторонние cookie, которые вам записывает не сам сайт, а другой внешний фрагмент кода, например, рекламный баннер. Посещение вами страниц, содержащих этот баннер, позволяет сформировать ваш круг предпочтений. Эта информация о предпочтениях определенной группы пользователей впоследствии продается рекламодателям.

Также существуют cookie из темной зоны, запись которых блокируется: супер-cookie и evercookie.

Супер-cookie — это файлы, которые записываются источником более высокого доменного имени. Например, вы находитесь на сайте aa.bb.ru, но ваши cookie были записаны bb.ru, то есть доменом более высокого уровня. Как правило, такая запись является брешью в безопасности. При перехвате пакета сведений последние могут использоваться для подделки логинов, изменения или хищения пользовательской информации.

Evercookie –– неудаляемые. Даже после принудительного стирания этих фрагментов историй из вашего браузера они все равно могут быть восстановлены программным путем и использованы различными сторонними системами. Такие cookie запрещены, и поисковики стараются блокировать ресурсы, которые записывают информацию подобным способом.

Как cookies используются в маркетинге?

В маркетинге существует три типа данных:

Первичные данные — самые важные, это личные данные клиентов. Такую информацию клиент сообщает компании путем заполнения форм и анкет. Это сведения, которые сайт собирает самостоятельно и хранит в специально выделенной базе данных или CRM-системе. Их запрещено хранить в cookie-файлах.

Вторичные данные — анонимные, их источником может быть аналитическая или рекламная система. Когда человек заходит на интернет-ресурс, то аналитическая система фиксирует все пользовательские действия, совершенные на сайте. Такие сведения используются в дальнейшем для проведения массовых рекламных кампаний ради привлечения на страницу людей.

Сторонние cookies – файлы, которые не находятся на вашем компьютере, а размещаются на сторонних серверах. Например, счетчики Яндекс.Метрики и Гугл Аналитики, LiveInternet, различные браузерные скрипты. Они обмениваются данными с вашим интернет-обозревателем. Сторонние куки нужны владельцам сайтов для анализа посещаемости и прочих метрик. Владельцы сайтов получают обогащенные cookie-файлы, собранные  аналитической системой с помощью внешних подрядчиков. 

Cookies и рекламные сервисы

Иногда текстовые файлы попадают на компьютер пользователя даже если он не посещал сайт. Для этого создаются рекламные объявления с сookie. Рекламные сервисы отправляют в браузер файлы cookie после каждого показа, клика, при загрузке счетчика кликов или пикселя отслеживания показов. Если браузер принимает файлы cookie, они сохраняются на компьютере.

То есть, человек кликает по объявлению на сайте с доменом «Х»  и получает сookie, в коде которого домен «Y». Таким образом сookie сайта «Y» соберет всю информацию о перемещениях и предпочтениях данного пользователя на сайте «Х». Чем больше у сайта «Y» объявлений на различных сайтах, платформах разных тематик, тем больше информации о потенциальной аудитории соберут сookies и перешлют на сервер для анализа.

Почему нужно уведомлять пользователей о файлах cookie?

Все издатели обязаны опубликовать политику конфиденциальности, уведомляющую пользователей о том, что на сайте используются файлы cookie. Кроме того, издатели должны соблюдать требования законодательства в отношении сбора сведений о посетителях сайта.

Для чего нужны куки?

Основная задача cookies состоит в том, чтобы сделать серфинг в Интернете более комфортным. Пользователю не нужно постоянно вводить регистрационные данные на сайтах, которые он регулярно посещает. При этом снижается нагрузка не сервер и повышается скорость открытия страниц.

То есть сегодня множество сайтов не смогут нормально работать без куки. В лучшем случае они смогут открываться, но потеряют большую часть своих возможностей.

Приведем несколько примеров необходимости cookies:

  • Автоматическая авторизация. 90% сайтов и сервисов в сети предлагают пользователям пройти регистрацию, а после входить на сайт под своим логином и паролем. Если бы браузер не мог запоминать и хранить информацию, то юзерам приходилось бы каждый сеанс начинать с авторизации. Это муторно. Куки позволяют передавать сохраненные данные в фоновом режиме. Пользователь просто заходит на сайт уже авторизованным юзером.
  • Коммерция в интернете. Без куки невозможно ни сравнить товары, ни купить их. Корзина в онлайн-магазине использует сохраненные данные активности посетителей из cookies.txt. для запоминания выбранной продукции. Даже если вы покинете сайт, отложенные товары сохранятся в корзине.
  • Личные настройки соцсетей, поисковых систем. Куки помогают сохранить в настройках браузера регион проживания, язык, стиль оформления страницы и многое другое. В противном случае настройки сбивались бы при каждом закрытии браузера.

Как включить файлы cookie или выключить их

Итак, мы разобрались, что такое файлы Cookie. Теперь посмотрим, как включить файлы cookie или выключить их в браузерах. Нужно зайти в «Настройки» браузера, найти соответствующий раздел — «Сайты» или «Настройки сайтов» (в Яндекс-браузере или в Chrome) или в разделе «Конфиденциальность и безопасность» (в Safari) и там установить соответствующие настройки. 

Как удалить файлы cookie

Несмотря на огромную пользу сохраненной информации о посещении сайтов, иногда необходимо отключить опцию сбора cookies или полностью стереть «все следы» активности на конкретном ресурсе. Вот несколько ситуаций, когда можно блокировать сбор и хранение данных о пользователе:

  1. Зашли на сайт или в аккаунт соцсети с общего компьютера, авторизовались. Чтобы ваш логин и пароль не прописался в текстовом хранилище браузера, нужно после сеанса почистить куки. В популярных браузерах можно очистить историю посещений и сохраненную информацию. Описание процедур по очистке cookie-файлов можно найти на страницах служб поддержки браузеров: Google Chrome; Яндекс Браузер; Mozilla; Opera.
  2. Есть и другой вариант «не наследить» на общем компьютере – заходить в режиме инкогнито (специальная опция на современных браузерах, которая исключает запись сеанса и вводимых данных). Активируется режим нажатием комбинации клавиш Сtrl+Shift+N.
  3. Проблемы с входом на страницу в сети. Если за компьютером работает несколько пользователей, а сохраненные данные вовремя не очищаются автоматически, то происходит их наслоение друг на друга. В итоге сбои в работе страницы – долго грузится, не открывается и прочее. В этом случае рекомендуется очистить кэш браузера или же почистить файлы cookies. Существуют решения (настройки для одних браузеров и расширения для других), позволяющие очищать данные автоматически.

Браузер Google Chrome планирует до 2 квартала 2024 года ограничить использование cookie. Это решение приведет к смене технологических парадигм в маркетинге. Сквозная аналитика, ретаргетинг, веб-аналитика, персонализированная реклама и другие инструменты, которые базируются именно на данных из cookie-файлов, не будут прежними.

Альтернативы, над которыми работает Google 

31 марта 2022 года Google анонсировал запуск ограниченного тестирования новых технологий, которые должны будут совместить в себе приватность пользователей и рабочие инструменты для маркетинга. 

  • Topics – изучает тематику сайтов и контент, который просматривал пользователь. На основе этой информации позволяет определить его интересы. Данные хранятся и анализируются в браузере, затем передаются платформе Google. 
  • Fledge – аукцион внутри браузера для подбора релевантной рекламы. Технология позволяет принять ставку, не раскрывая информации о пользователе. 
  • Attribution Reporting API – позволяет соединить показ или клик по рекламе с конверсией. API не передает данные пользователя, но при этом дает возможность определить источник конверсии, используя модели атрибуции first-click и last direct click. 

Резюме

Мы подробно изучили, что такое куки. Узнали, зачем нужны эти текстовые файлы, где они хранятся на компьютере. Также мы рассмотрели способы очистки сохраненных данных в пяти популярных браузерах. Научились блокировать сбор информации о посещениях сайтов пользователями.

В любом случае, куки – это полезные текстовые данные, с помощью которых ускоряется загрузка страниц и повышается комфорт серфинга в Интернете.